20 февраля 2024
# 5 Фольклор как перформанс.
Выпуск 5.
Тема - «Перформанс: от пантомимы до сложных направлений»
Ведущие: Светлана Адоньева, Юлия Мариничева, Ольга Сорокина
А Н О Н С:
2:49 |
Терра Мобиле |
студия пантомимы Terra Mobile, руководителем которой был Вадим Иванович Михеенко. В 1982-1983 гг. относилась к ЛЭТИ им. В. Ульянова (Ленина).
|
4:41 |
Контактная импровизация |
Форма танца. Это направление было создано Стивом Пэкстноном в 1972 на основе хореографии, импровизации, йоги, восточных единоборств. Танцоры сталкивались между собой, падали, подкидывали друг друга, используя импульс и инерцию. Сейчас эта форма выглядит более плавной и в то же время динамичной. Большое внимание уделяется безопасности. Впервые в России появилась в 90-х годах ХХ века в Ярославле, Москве и Санкт-Петербурге.
|
5: 30 |
Модрис Теннисонс (1945 – 2020)
|
Режиссёр, руководитель Каунасского ансамбля (позже - театра) пантомимы (1966-1973 гг.), экспериментатор, философ. На первом фестивале ансамблей пантомимы прибалтийских республик «Рига 67» ансамбль завоевал диплом лауреата и медаль: «Ессе Ноmо» была признана лучшей философской пантомимой. Другие известные спектакли – «Фуга», «Сны снов», детский спектакль «Берегите бабочку», «Каприччио ХХ века». Актерами литовского театра пантомимы были Витаутас Петрушкявичус, Гедрюс Мацкявичус (в 1972-1985 гг. - руководитель Театра пластической драмы в Москве. Мацкявичус активно использовал импровизацию на метафорически или поэтически заданную тему, что потом включалось в спектакль), Валерий Мартынов(позже руководитель театра пантомимы в 1972-1974. Создатель группы пантомимы при Музее электронной музыки в Москве; он ждал от артистов импровизации, основанной на медитативном состоянии), Альгис Паплаускас, Рамунас Янулайтис, Ниеле Сторик, Юратэ Микшитэ, Зигмас Баневичюс, Регина Путнайте, Едуардс Павлюконис. Ансамбль много сотрудничал с известным фотографом Витасом Луцкусом. В конце жизни Модрис заинтересовался орнаментом, участвовал в исследовании символики латышского традиционного пояса Лиелварде с 22 древними символами; проводил мастер-классы по составлению такого орнамента.
|
8:24 |
Спектакль «Мастер и Маргарита» |
Постановка 1983 года «ФАВТ-театра» (один из факультетских студенческих театров ЛЭТИ), режиссёра Андрея Борисовича Нецветаева |
9:10 |
Листья травы |
поэтический сборник американского поэта Уолта Уитмена (1819—1892).
|
9:10 |
Микеланжело |
«Микеланжело Буонаротти»: поэзия Микеланджело в переводе А. М. Эфроса.
|
9:19 |
«Назову себя Гантенбайн» |
Речь идет о спектакле «Я представляю себе» по роману Макса Фриша «Назову себя Гантенбайн» студии пантомимы Terra Mobile (руководитель В.И. Михеенко) |
9:30 |
«Стая» |
спектакль студии пантомимы Terra Mobile (1983) по роману Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». |
10:58 |
Other Spaces |
Финский театр (Другие пространства) в Хельсинки Режиссёр – Эса Кирккопельто (род. в 1965) профессор Театральной Академии Хельсинки TEAK, философ, художник-исследователь и перформансист.
|
11.24 |
Иммерсивный театр |
Театр, где зрители остаются зрителями. Постановки театр напоминают что-то среднее между спектаклем и мастер-классом. Зрителям предлагается попробовать поделать «упражнения», - и таким образом созидается «ткань. спектакля».
|
11:26 |
«Становились волками…» |
Перформанс финского театра Other Spaces Wolf Safari(«Волчья охота»). В России был показан на фестивале «Точка доступа» в Санкт-Петербурге.
|
13:06 |
Филипп Вулах (род. в 1986 г.) |
Театральный продюсер, педагог, директор нескольких театральных фестивалей, в том числе – «Точка доступа».
|
15.46 |
Голем |
Спектакль «Голем. Вариации».
|
20:03 |
Михай Чиксентмихаи (1934 – 2021) |
Американский психолог венгерского происхождения, профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского университета, известный по своим исследованиям тем счастья, креативности, субъективного благополучия, однако более всего известен благодаря своей идее состояния «потока». Автор культовой книги «Поток. Психология оптимального переживания».
|
25:26 |
Сверхсверхзадача |
«Понятие сверх-сверхзадача К.С. Станиславский расшифровал как цель жизни человека-художника, как идею, которая владеет всем творчеством артиста, режиссера, драматурга. Сверх-сверхзадача, по Станиславскому, должна говорить людям самое важное, самое сокровенное, самое нужное сегодня. Она как бы перебрасывает мостик со сцены в зрительный зал, заставляет любую старую классическую пьесу звучать современно, соединяет в едином порыве думы и чувства артистов и зрителей.» // Товстоногов Г. А., «Зеркало сцены», Л, 1980).
|
27:09 |
Театр «Лесной дом» |
С 1993 по 1994 – «Театр исторического настроения», с 1994 по 2022 – подразделение Санкт-петербургского общества «А-Я». С 2022 – независимая перформанс-группа «Лесной Дом».
|
27:15 |
Перформанс «Круговая порука» |
Спектакль в формате «спиритического сеанса», с эффектом психотерапевтического, позволяет погрузиться в ключевое событие XX века – штурм Зимнего дворца. Зрители перформанса названы со-участниками.
|
27:52 |
Евгения Андрианова |
Актриса, перформер; участник перформансов театра Сайры Бланш, с 1997 – основатель и руководитель группы «Плантация» (Москва), участник и режиссёр перформансов и спектаклей театра «Лесной Дом» (Санкт-Петербург)
|
28:09 |
Студия пантомимы МГУ |
В 1983 – 1990 гг. студия пантомимы МГУ, руководитель – Александр Пепеляев (в дальнейшем – руководитель групп «Кинетик» и «Аппарат»). |
28:14 |
Театр Сайры Бланш |
Независимая перформанс-группа, созданная Олегом Сулименко и Пафнутием (Андреем Дергачёвым) в 1990 г. в Москве в ДК МВТУ им. Баумана на основе студенческого театра пантомимы. |
31:00 |
Тексты о женском батальоне |
Один из женских батальонов смерти (1-й Петроградский, под командованием лейб-гвардии Кексгольмского полка штабс-капитана А. В. Лоскова) в октябре 1917 г. вместе с юнкерами и другими частями, верными присяге, принимал участие в защите Зимнего дворца, в котором располагалось Временное правительство.
|
32:52 |
Сокольская гимнастика |
Система физической подготовки и гимнастики, основал профессор Пражского университета Марослав Тырш(1832—1884). Она оказала большое влияние на формирование спортивной и художественной гимнастики, пользовалась большой популярностью в России в конце ХIХ – начале ХХ века.
|
33:24 |
Елена Малкова (Гудкова) |
Художественный руководитель театра-студии «Отражение» (Санкт-Петербург) |
33:45 |
Ария из «Пира во время чумы» |
Одноактная опера Цезаря Кюи (1835-1918), написанная им в 1900 г. по пьесе А. С. Пушкина. В одной версии музыкальный терапевт, вокалист, мультиинструменталист, перформер исполняет эту арию в живом исполнении Игорь Поднебеснов.
|
34:47 |
Гриб Андрей Анатольевич (р. 1939) |
Д. ф.-м н., проф. СПбГПУ им. Герцена, награждён ICOмедалью Галилео Галилея за исследования в области квантовой физики, вакуума, времени и физики чёрных дыр.
|
37:17 |
Музей Циолковского в Калуге |
Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циалковского, открыт в 1967 году.
|
43.22 |
«Sunny» Boney M |
Boney M. (Бони Эм) — диско-группа, созданная в 1975 году в ФРГ
|
44:25 |
Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.) |
российский писатель, автор романа «Авиатор» , «Лавр» и др. |
49:24
50:10 |
Джулиен Хамильтон |
Европейский танцор, хореограф, режиссёр, преподаватель. Особенно известен своими мастер-классами по импровизации и спонтанной композиции, которые проводит по всему миру. |
51:15 |
Стив Пэкстон (род. 1939 г.) |
Американский танцор-экспериментатор, хореограф, основатель контактной импровизации. |
51:23 |
Мерс Кеннингхэма (1919 – 2009) |
Американский танцор и хореограф. Он часто использовал случайность, - например, гадание по И-Цзин, «Книге перемен», или подбрасывание монеты, - для определения порядка движений в хореографии. |
53:40 |
Ненасильственное общение |
Подход к межличностной коммуникации и разрешению конфликтов, разработанный доктором Маршаллом Розенбергом в 1960-70х годах. Основная цель ННО — создать качественные отношения на основе взаимопонимания и сотрудничества.
|
54:30 |
Йохан Хёйзинга (1872-1945) |
Нидерландский философ, историк, исследователь культуры; профессор Гронингенского и Лейденского университетов. Наиболее известные произведения — «Осень Средневековья» (1919) и «Эразм» (1924). Впоследствии самым знаменитым сочинением Хёйзинги стал трактат Homo Ludens («Человек играющий», 1938). |
1:00:52 |
Танцевально-двигательная терапия |
Психотерапевтическое использование движения и танца для поддержки интеллектуальных, эмоциональных и двигательных функций организма. Как метод терапии творческими искусствами, рассматривает взаимосвязь между движением и эмоциями. Основателями направления считаются Мэриан Чейс (1896 – 1970), Труди Шуп (1903-1993). Направление имеет много ответвлений, среди самых можно назвать аутентичное движение (основатель – Мэри Уайтхаус, 1911 – 1979 и боди-майнд сентеринг (BMC, Бонни Бейнбридж Коэн, род. 1941), а также — Фельденкрайц техника (Моше Фельденкрайц, 1904 – 1984), Пять ритмов Габриэллы Рот (1941-2012) и др. |
1:05:16 |
Статья О.А. Сорокиной, Ж.В. Соколовой |
Некоторый противоречия современного математического образования. СПб, изд-во СПбГЭУ, 2014.
|
1:05:58 |
«Всё сбудется, стоит только расхотеть» |
Фраза, которая приписывается актрисе Фаине Раневской.
|
1:11:10 |
Петр Иванович Сокерин (1904 – 1979) |
Дедушка Ольги Сорокиной, работал в институте ВНИИГ, закончил рабфак и Ленинградский Политехнический Институт, автор патентов и изобретений.
|
1:11:40 |
«Как мужик … накормил барина гусями» |
Сказка Л.Н. Толстого.
|
Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Google Podcasts · Скачать
Все эпизоды: Фольклор как перформанс
Юлия Мариничева — филолог, фольклорист, культурный антрополог. Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»
Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.
Ольга Сорокина — организатор и участник перформанс-группы «Лесной дом»( с 1990х гг.); арт-директор ежегодного международного Фестиваля «СЛОВО И ТЕЛО: современный танец, искусство импровизации и перформанса во взаимодействии с литературой» (c 2005 г.); старший преподаватель кафедры высшей математики СПбГЭУ. В 1980-1990 гг. — участница студии пантомимы «Терра Мобиле» (руководитель – Вадим Михеенко). Также занималась импровизацией, контактной импровизацией, спонтанной композицией. Сфера научных интересов – современный танец, пантомима и пластическая импровизация: истоки, становление, парадигма, контекст; автор ряда статей и докладов.