«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

#7. Фольклор как перформанс

Светлана Адоньева, Мария Соловейчик, Юлия Мариничева

08 апреля 2024

Выпуск 7.

 

Тема — «Фольклор и психотерапия»

Ведущие — Светлана Адоньева, Юлия Маринчиева и Мария Соловейчик

 

  • Фольклорное событие и сказка как драматическая форма;
  • Сказка-текст и сказка-речь: фокус вовлечения;
  • Психодрама как терапия: разыгрывание жизненных историй, выбор роли и сюжетной линии;
  • Сказка-текст: интерпретация, стратегия толкования, принцип каталогизации;
  • Сказка-речь: снижение нарратива, увеличение диалоговой формы, перформанс;
  • Зачем нужен фольклор современной терапии, или поиск общего пространства;
  • Рассказанная сказка — это речь здесь и сейчас, индивидуальное высказывание для конкретного слушателя;
  • Управляемая игра. Игры в куклы: перформанс, распределение ролей, выбор сюжета

 

 

05:27

Якоб Леви Морено (1889-1974)

Психиатр, социолог, создатель психодрамы и групповой терапии. Начав после окончания Венского университета собственную практику, он стал использовать театральные приемы для помощи пациентам. Переехав в Америку, Морено продолжал там развивать свой метод, получивший название психодрамы. Умер он в возрасте 84 лет. Придуманная им эпитафия на его могиле гласит: «Здесь лежит человек, который принес в психотерапию шутку и смех»

07:08

Карл Густав Юнг (1875-1961)

Швейцарский психиатр, психолог, философ, создатель аналитической психологии. Познакомившись в начале профессионального пути с Фрейдом, Юнг стал горячим приверженцем его идей, одним из первых и любимых его учеников. Однако со временем у Юнга стали формироваться новые идеи о природе бессознательного, которые не были приняты Фрейдом, и с этого момента он двигался своим путем.

07:08

Коллективное бессознательное

Одно из ключевых понятий аналитической психологии. Изучая мифологию разных народов Юнг пришел к пониманию того, что кроме индивидуального бессознательного, существует коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех культур и народов архетипы. 

07:56

Миф о Психее

Впервые изложен Апулеем в романе «Метаморфозы»

В ходе беседы Юлия Соловейчик описывает процедуру психодраматического проигрывания мифа о Психее в рамках семинара «Особенности женской психологии. Миф о Психее». Данный семинар  является частью трехлетней программы подготовки психодрама-терапевтов московского Института психодрамы, коучинга и ролевого тренинга. Основателем и директором Института, а также его ведущим тренером является Елена Владимировна Лопухина, юнгиански-ориентированный психодрама-терапевт, член-учредитель Федерации Европейских Психодраматических тренинговых организаций. Ей принадлежит авторская модификация процедуры разыгрывания мифа.

 

08:45

Роберт Алекс  Джонсон  (1921-2018)

 

Известный американский юнгианский аналитик. Учился в институте Юнга в Цюрихе, проходил личный анализ у самого Юнга и его жены Эммы Юнг. Роберт Джонсон известен в частности тем, что сумел понятным языком рассказать о сложных теориях Юнга. На русский язык переведены его книги «Он», «Она», «Мы», «Сновидения и активное воображение», «Как овладеть своей тенью», а также в соавторстве с Джерри Руль «Проживая свою непрожитую жизнь»

11:02

Метаморфозы, или Золотой осел

Роман в 11 книгах, написанный древнеримским писателем II века Апулеем. В общий сюжет романа вплетаются около двадцати вставных новелл, одна из которых – сказание об Амуре и Психее – стала необыкновенно популярной в европейской культуре.

28:20

Архетип

«первичная модель», прообраз, врожденный потенциальный паттерн воображения, мышления или поведения. Архетипические фигуры – Великая Мать, Отец-закон, Трикстер, Герой, Пуэр, Мудрец. Юнг называл Архетипы строительными блоками мифов.

28:34

Джозеф Кэмпбелл (1904-1987)

Американский исследователь мифологии. Автор трудов по сравнительной мифологии, из которых наибольшей известностью пользуется книга «Герой с тысячью лиц»

28:54

Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970)

Филолог, фольклорист, профессор ЛГУ. Получил мировое признание как автор книги «Морфология сказки», является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и одним из создателей современной нарратологии.

30:31

Екатерина Михайлова

Психодрама-терапевт, соучредитель и ведущий тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии, профессор МГППУ, научный редактор издательства «Класс», член союза писателей. Является автором многих статей и нескольких книг: «Я у себя одна», «Пустяки психологии», «Вчера наступает внезапно»

40:00

Расстановки

Метод, автором которого является Берт Хеллингер

40:10

Берт Хеллингер (1925-2019)

Немецкий философ, психотерапевт, богослов, автор метода расстановок.

54:05

Ирина Михайловна Левина

Участница фольклорной экспедиции Института истории искусств на Пинегу в 1926 году,  автор статьи «Кукольные игры в свадьбу и метище» в сборнике «Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера» (Л., 1928). В том же сборнике содержится статья «Метище — праздничное гулянье в Пинежском районе», упомянутой в подкасте Е.Э. Кнатц

 

Лекторы

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Мария Соловейчик — психолог, психотерапевт, сотрудник института психотерапии и консультирования «Гармония», соавтор книги «Мастерство психологического консультирования». Основам психотерапии обучалась у специалистов Concord Institute (США), учеников и последователей Роберто Ассаджиоли (Психосинтез), повышение квалификации в Институте Психосинтеза (Флоренция). Проходила стажировку по кризисной психологиии в центре Грифон-плэйс (США). Окончила 3-годичный базовый курс обучения в Институте Юнга. В течение 23 лет была преподавателем Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп института «Гармония». Участвовала в разработке и проведении реабилитационных и обучающих программ для специалистов помогающих профессий в «горячих точках» (Владикавказ, Беслан, Цхинвал). Постоянно ведет индивидуальный прием. Общий стаж работы в области практической психологии свыше 30 лет.

Юлия Мариничева — филолог, фольклорист, культурный антрополог. Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»