27 ноября 2024
Тема 9 — «Кукольный театр и сказка: драматические формы фольклора»
Ведущие: Светлана Адоньева, Юлия Мариничева, Александр Стависский, Андрей Степанов
6:11 |
Основы театра кукол. Режиссер в театре кукол |
Книга Михаила Михайловича Королёва, режиссера и теоретика театра кукол, теоретическое осмысление и исследование искусства кукольного театра |
38:54 |
Театр бунраку |
Японский кукольный театр. В нем используются большие куклы, примерно в половину человеческого роста. У кукол подвижная мимика и руки. Каждой куклой управляют три человека: главный кукловод двигает голову и правую руку, его помощники – левую руку и ноги. |
41:30 |
Анна Федоровна Некрылова |
фольклорист, театровед, преподаватель Санкт-Петербургского Института сценических искусств, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института русской литература РАН (Пушкинский Дом). Эксперт, председатель и член жюри различных театральных фестивалей, в том числе театральной премии Петербурга «Золотой софит», фестивалей театров кукол. Автор работ по русским традиционным городским праздникам, фольклорному театру, русскому народному календарю. Среди них: «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало ХХ века» (Л., 1988); «Русский традиционный календарь» (СПб., 2007).
|
41:30 |
Петрушка (мусью Подчинель, мусью Паршинель, а также Пётр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй) |
Персонаж русского народного кукольного театра , главный герой одноимённого комического представления. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы
Например, лекция А.Ф. Некрылова «Традиционный театр кукол в прошлом и настоящем: петрушки, марионетки, вертеп»
|
42:54 |
Условный театр Мейерхольда |
Театральный язык, разработанный в постановках В. Э. Мейерхольда, представляет собой альтернативу реалистическому направлению. Для него характерно стремление отойти от точного копирования реальности на сцене. Сочетал в себе элементы классического европейского и восточного театров, а также приемы игры комедии dell arte и народного площадного театра. |
42:54 |
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) |
театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист РСФСР (1923). |
48:38 |
Михаил Александрович Чехов (1891 – 1955) |
театральный режиссёр, актёр и педагог. Автор книги «О технике актера». Один из подходов к актерской игре – чувство атмосферы, следование которой порождает определенную пластику, речь, чувства, настроение. |
50:16 |
Монтюры |
Перчаточная кукла с белой матерчатой основой для обучения пластической технике. |
52:14 |
Пищик |
Во время представления театра Петрушки актер говорит особым голосом через «пищик», специальное устройство для изменения голоса. Это две серебряные пластинки, которые актер кладет на язык и прижимает к небу. |
52:34 |
Анатолий Архипов |
Кукольник-петрушечник, актер, режиссер. Лауреат международных фестивалей, руководитель театра «Тут и там». |
52:38 |
Всеволод Мизенин |
Кукольник-петрушечник, основатель и руководитель театра Петрушки "Папьемашенники", участник театра "Странствующие куклы господина Пэжо", солист группы «Притоп Тритона». |
52: 39 |
Алексей Шишигин |
Актер-кукольник, работает в Большом театре кукол и театре-студии «КукАртель». |
53:17 |
Bread and Puppet Theater |
американский уличный театр, основанный в 1960-х, Элкой (Elka) и Питером Шуманн (Peter Schumann). |
55:20 |
«Кукольный формат» |
Петербургский авторский кукольный театр под руководством Анны Викторовой. |
58:32 |
Ирина Михайловна Левина |
Участница фольклорной экспедиции Института истории искусств на Пинегу в 1926 году, автор статьи «Кукольные игры в свадьбу и метище» в сборнике «Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера» (Л., 1928). |
Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Google Podcasts · Скачать
Все эпизоды: Фольклор как перформанс
Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.
Юлия Мариничева — филолог, фольклорист, культурный антрополог. Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»
Александр Стависский — художник, драматург,режиссер театра кукол. Доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства театра кукол РГИСИ. Руководитель актерских и режиссерского курсов.
Андрей Степанов — фольклорист, культурный антрополог. Родился в Ленинграде в 1972 г. В 1996 году окончил СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В 2008 году окончил исторический факультет СПбГУ. Антрополог. Сотрудник филологического факультета СПбГУ, куратор тематических Интернет-ресурсов: www.folk.ru, www.folk.spbu.ru, www.pragmema.ru, сотрудник АНО «Пропповский центр». Область научных интересов: этнофеноменология Русского Севера, антропология пространства; визуальная антропология и др. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.