«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Эпос. Эпизод # 3. Сюжет «Бой отца с сыном» ( на примере былины «Илья и Сокольник»)

Ануш Варданян, Светлана Адоньева

08 февраля 2022

 

Тема  - сюжет «Бой отца с сыном» ( на примере былины «Илья и Сокольник»)

 

Мы говорим о вечных темах и эпических конфликтах и о том, как можно их понять через призму опыта современной жизни, а также и о том, что каждый «вариант» былины – самостоятельное послание. Мы обсудим вопрос о том, в чем состоит послание одной из самых популярных былин: о бое и убийстве Ильей своего сына.

 

Участники беседы – Светлана Адоньева, Ануш Варданян

 

02:14 - Фабула былины «Илья и Сокольник»;

09:05 –  Об истории записи былины «Илья и Сокольник»: старые и новые записи;

12:33 – Запись старины про Илью Муромца: «Илья охранял тридцать лет Киев-град [Илья Муромец и Сокольник]», которая была сделана Н. П. Колпаковой и В.В. Коргузаловым 25 июля 1958 г. от Николая Фёдоровича Поздякова (Позднякова), 66 л., в д. Малые Нисогоры Лешуконского р-на, РО ИРЛИ, р. V, к. 190, п. 1, ед. хр.  127 (маш.) (Шифр аудиозаписи: ФА МФ. 425. 02 и 426. 01) ;

 15:55  - Детали, которые появляются в былине Позднякова: переночевал у вдовушки, а через три года едет проведать. У Сокольника появляется имя – Мишенька, мать боится, что сынка «арестуют» ;

18:47 – Каждый рассказчик отправляет нам свое особое послание, выбирая и создавая перипетии. Так в рассматриваемой записи 1958 года былина заканчивается тем, что Илья отправляется хоронить мать Сокольника;

20:53 – Эпический сюжет в современной интерпретации требует дополнительных мотивировок. Нам придется оправдывать героя и додумывать фабулу;

25:20 – Образ Сокольника как героя: охотник, рыцарь. Алеша Попович отправлен Ильей к Сокольнику как «вежда» по рождению, а не по учению. Разговор отца с сыном: фигура наставника героя в эпических нарративах. Мать Сокольника - паляница или вдовица, девка Латыгорка. Фильм «Рустам и Зухраб» - типологическая параллель сюжета о Сокольнике. Разговор о поколениях отцов и детей сейчас лишь начинается;

36:33 – Былина о Сокольнике, или Эдипов комплекс наоборот;

41: 32 – Былина «О старóм»: выбор героя и есть выбор сказителя;

45:24 — «С человеком что-то происходит, и он придумывает историю»: история для сказителя  - это его прошлое, история для слушателя – это его настоящее;

50: 06 – Мы через сказителя понимаем, что побеждая сына, отец не обретает ничего. Загадка эпического сюжета дает нам пищу для воображения, но для того, чтобы артефакт культуры стал современным искусством, он должен быть понят;

52:50 – Исполнение былины об Илье и Сокольнике, записанное  Д. М Балашовым в декабре 1964 г. от Чупрова Леонтия Тимофеевича, 61 г., и его жены Чупровой Анны Лукичны, 52 г. из д. Боровская Пижемского с/с Усть-Цилемского р-на Коми АССР. Супружеское исполнение как договор, синхронизация в пении и оценках;

55.00 — Матриархат, патриархат и эпическая традиция.

 

Тексты былин:

Как во главном-то городи во Киеве

А уж как жил-то ведь тут Илья по ба<...>-то Муромец,

(Хотел по батюшке ведь тут превратить!)

А он не много тут, не мало – тридцать лет сидел,

А он сидел да охранял ведь тут-то Киёв-град.

А в помо́гу ёму ведь еще два богатыря:

Аж как Олёша Поповиць ды Добрынюшка

(Микитиц блад, всё равно.)

А за ети тридцеть лет Илья Мурамець,

Он коё-куда розъежживал.

А один-то ведь хутор на пути стоял,

А временём он в этот хутор заежжал когда.

(Ох, не могу, спотел!) <...>

// РО ИРЛИ, р. V, к. 190, п. 1, ед. хр.  127 (маш.) (Шифр аудиозаписи: ФА МФ. 425. 02 и 426. 01) ;

 

 

Ай, недалёко было от города от Киева,

не далёко, не близко — да за двенадцеть вёрст;

де стояла застава да богатырская,

не велика, не мала — тридцеть да собогатырей.

 

Они хранили-каравулили стольнёй Киев-град,

де залегала дорожка да ровно тридцеть лет;

тут не конной, не пешой да не прохаживал,

не рыскуцёй зверь да не прорыскивал,

не есён сокол да не пролетывал.

 

Ай-де был атаманам Илья Мурамец;

пайутру ставал старой ранёшенько,

обмываитсэ старой да ключевой вадой…

// ПИЯЛИ, КЗ, МФ, 514.1

  

Литература:

  • Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг. с напевами, записанными посредством фонографа: В 3 т./ Рос. акад. наук.; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Под ред. А. А. Горелова. — СПб.: Тропа Троянова, 2002—2003. — (Полное собрание русских былин);
  • Былины Севера/ Записи, вступ. ст. и коммент. А. М. Астаховой. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938—1951. — Т. 1—2;
  • Былины. Составление и обработка Н. П. Колпаковой. Л.: Художник РСФСР. 1960;
  • Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Сектор фольклора; Отв. ред. А. М. Астахова.
  • — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949—1951. — Т. 1—3;
  • Фриш, Макс. Назову себя Гантенбайн». М, 2010. 

Фильмы:

  • «Временные трудности» (реж. - Михаил Расходников, 2018);
  • «Звездный крейсер “Галактика”» (реж. - Глен А. Ларсон, 2004-2009);
  • «Расёмон» (реж. – Акира Курасава, 1950);
  • «Рустам и Зухраб» (реж. - Бенцион Ариевич (Борис Алексеевич) Кимягаров, 1971).

Слушать

Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Spotify · Google Podcasts · Скачать

Все эпизоды: Эпос

Лекторы

Ануш Варданян — российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ – сценарии к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015). Из литературных книга "Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая" (2014), романы "Воск"(2014) и "Мой папа – сапожник и дон Корлеоне".

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.