«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Эпос. Эпизод # 4. О записях былины о бое Ильи с сыном, сделанных на реке Мезень в 1901 и в 1958 годах

Ануш Варданян, Светлана Адоньева

15 февраля 2022

 

Тема  — о записях былины о бое Ильи с сыном, сделанных на реке Мезень в 1901 и в 1958 годах.

 

Сюжет о бое Ильи с дочерью, удалой паленицей, был записан от одного сказителя – Трофима Рябинина. В его былине дочь родилась в земле Тальянской (Италии) у женщины «колачницы».

Все мотивировки в былинах даются в прямой речи героев. Иногда мотивировок нет вовсе, и тогда нам приходится их придумывать.

 

Участники беседы: Светлана Адоньева, Ануш Варданян

 

09:11 — Пролог из фильма А.Л. Птушко «Илья Муромец»;

09:58 — О фильме А.Л. Птушко «Илья Муромец»: сумеречная зона непроговоренных конфликтов;

12:31 — Конфликт отцов и детей – это не конфликт идеологий, как мы привыкли думать после «Отцов и детей»  И. С. Тургенева. Признание отца дает сыну место – делает его существование легитимным. Именно признание отцами своих детей запускает историю. 

18: 44 — К какой именно истории – Киевской Руси или Раскола – обращены былинные сюжеты, хранимые и рассказанные сказителями-старообрядцами? 

23:15 — Богатырь – опора государства, но не государей;

28:12 — В современной культуре все, что не сказано/ не показано,  то и не существует. Эпос и его конфликты находятся в зоне неразличения; 

40:00—  Состоятельность мужчины определяется качеством его взрослых сыновей. О биографии сказителя Трофима Григорьевича Рябинина;

44:50 — Какого пола не был бы ребенок – он всегда приходит с женской половины. О фильме Френсиса Ф. Коппола «Крестный отец» и о его героях; 

47:50 — Конфликт отца и сына в современном изложении. Телесность эпоса.

 

Литература:

  • Маркес Габриель Гарсия. Сто лет одиночества. М., 2021 (год первой публикации - 1967);
  • Песни, собранные П. Н. Рыбниковым, тт. 1-3. М., 1909-1910, т. 1;
  • Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года, изд. 4-е, т. 1-3. М.-Л., 1949-1951, т.2;
  • Шекспир Вильям. Кориолан. СПб, 2020 (годы  первых публикаций - 1605-1608)

 

Фильмы и музыка:

  • «Илья́ Му́ромец» (реж. -  Александр Птушко, 1956 год);
  • «Крестный отец» (реж. – Френсис Форд Коппола. 1971 год);
  • Фортепианный концерт "Фантазия на темы былин Рябинина" А. С. Аренского;
  • Сцена «Под кромами», отрывок из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.

Слушать

Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Spotify · Google Podcasts · Скачать

Все эпизоды: Эпос

Лекторы

Ануш Варданян — российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ – сценарии к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015). Из литературных книга "Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая" (2014), романы "Воск"(2014) и "Мой папа – сапожник и дон Корлеоне".

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.