15 февраля 2022
Тема — о записях былины о бое Ильи с сыном, сделанных на реке Мезень в 1901 и в 1958 годах.
Сюжет о бое Ильи с дочерью, удалой паленицей, был записан от одного сказителя – Трофима Рябинина. В его былине дочь родилась в земле Тальянской (Италии) у женщины «колачницы».
Все мотивировки в былинах даются в прямой речи героев. Иногда мотивировок нет вовсе, и тогда нам приходится их придумывать.
Участники беседы: Светлана Адоньева, Ануш Варданян
09:11 — Пролог из фильма А.Л. Птушко «Илья Муромец»;
09:58 — О фильме А.Л. Птушко «Илья Муромец»: сумеречная зона непроговоренных конфликтов;
12:31 — Конфликт отцов и детей – это не конфликт идеологий, как мы привыкли думать после «Отцов и детей» И. С. Тургенева. Признание отца дает сыну место – делает его существование легитимным. Именно признание отцами своих детей запускает историю.
18: 44 — К какой именно истории – Киевской Руси или Раскола – обращены былинные сюжеты, хранимые и рассказанные сказителями-старообрядцами?
23:15 — Богатырь – опора государства, но не государей;
28:12 — В современной культуре все, что не сказано/ не показано, то и не существует. Эпос и его конфликты находятся в зоне неразличения;
40:00— Состоятельность мужчины определяется качеством его взрослых сыновей. О биографии сказителя Трофима Григорьевича Рябинина;
44:50 — Какого пола не был бы ребенок – он всегда приходит с женской половины. О фильме Френсиса Ф. Коппола «Крестный отец» и о его героях;
47:50 — Конфликт отца и сына в современном изложении. Телесность эпоса.
Литература:
Фильмы и музыка:
Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Spotify · Google Podcasts · Скачать
Все эпизоды: Эпос
Ануш Варданян — российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ – сценарии к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015). Из литературных книга "Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая" (2014), романы "Воск"(2014) и "Мой папа – сапожник и дон Корлеоне".
Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.