27 ноября 2023
Выпуск №1 «Сказка и театр»
Ведущие: Ю. Ю. Мариничева, Е.А. Слесарь
АНОНС:
6.52 |
Владимир Яковлевич Пропп (1895–1970) «Морфология сказки» |
филолог, фольклорист. «Морфология сказки» (в более поздних изданиях также «Морфология волшебной сказки») — работа В. Я. Проппа, опубликованная в 1928 г.
|
7.10 |
В.Я. Пропп (1895–1970) «Исторические корни волшебной сказки» |
Книга «Исторические корни волшебной сказки» была опубликована в 1946 году.
|
7.31 |
В.Я. Пропп (1895–1970) «Жанровый состав русского фольклора» |
Статья была опубликована в сборнике статей В. Я. Проппа «Фольклор и действительность» (Исследования по фольклору и мифологии Востока) в 1976 г. |
8.10 |
Дмитрий Михайлович Балашов (1927–2000) |
писатель, фольклорист, кандидат филологических наук. Статья «Драма и обрядовое действо (К проблеме драматического рода в фольклоре)» была опубликована в издании «Народный театр. Сборник статей». Л., 1974. С. 7–19
|
8.33 |
Лариса Михайловна Ивлева (1944–1995) |
· филолог, фольклорист, Одна из основателей нового научного направления – этнотеатроведения.
|
10.14 |
Аристотель (384 до н. э.- 322 до н. э)
|
Древнегреческий философ |
17.45 |
Роберт Лич (1941 г.р.) |
поэт, писатель, театральный режиссер и актер. Его книга «Театр. Теория и практика» / Пер. с англ. – Х: Изд-во «Гуманитарный центр» Е.А. Кривошея, 2021 |
17.48 |
Джудит Батлер (1956 г.р.) |
американский философ, литературовед и специалист по теории гендера.
|
18.00 |
перформанс |
вид театрального искусства. Возник как оппозиция литературному театру в конце 1950 гг. |
18.38 |
Битники (англ. Beatniks или The Beats) |
Термин «битники» был предложен в 1958 году журналистом Хербом Кэном, понятие бит-поколения ввел писатель Джек Керуак, определив так нонконформистское молодежное движение 1940-1950х гг. |
18.38 |
Джек Керуак (1922–1966) |
американский писатель, поэт, важнейший представитель литературы «бит-поколения».
|
18.48 |
Living Theatre |
Живой театр: первый экспериментальный театр в США был основан в Нью-Йорке в 1947 году. На протяжении долгого времени его возглавляли основатели: актриса Джудит Малина и поэт и художник Джулиан Бек.
|
19:01 |
Джим Моррисон (1943–1971) |
американский поэт, певец, автор песен, лидер и вокалист группы The Doors.
|
20.03 |
Питер Брук (1925–2022) |
английский режиссёр театра и кино.
|
20.41 |
Спектакль «US» |
Спектакль о войне во Вьетнаме, поставленный Питером Бруком в Королевском Шекспировском театре в 1966 году. |
21.25 |
Спектакль «Бриг» |
спектакль, поставленный труппой «Живой театр» с 1963 года по мотивам пьесы «Тюрьма» Кеннета Х. Брауна, бывшего морского пехотинца. |
23.01 |
Ричард Шехнер (1934 г.р.) |
американский театровед и режиссёр, крупнейший теоретик перформанса.
|
23.1 |
Спектакль «Paradise now» |
«Рай сейчас» — спектакль, поставленный труппой «Живой театр» и шедший с 1968 по 1970 гг.
|
24.35 |
Эрика Фишер-Лихте (1943 г.р.) |
Театровед, исследовательница новых художественных практик, автор книги «Эстетика перформативности» (2004) |
35.18 |
Ян Котт (1914–2001) |
польский литературный и театральный критик |
35.36 |
Георгий Александрович Товстоногов (1915–1989) |
советский театральный режиссёр и педагог
|
35.43 |
Лаборатория по массовым зрелищам и праздникам |
Основана в 1960 году Президиумом Всероссийского театрального общества |
36.15 |
Николай Васильевич Петров (1890–1964) |
советский театральный режиссёр и педагог, народный артист РСФСР. |
36.20 |
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940)
|
русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. |
36.23 |
Константин Александрович Марджанов (1872 - 1933) |
российский, грузинский и советский режиссёр театра и кино, основоположник грузинского театра, Народный артист Грузинской ССР.
|
36.28 |
Бэтти Николаевна Глан (1904-1992) |
режиссёр, журналист, директор ЦПКиО им. Горького.
|
36.33 |
Иосиф Михайлович Туманов (1909 -1981) |
советский актёр, режиссёр театра и массовых представлений, педагог. Народный артист СССР. |
36.50 |
Александр Нисонович Окунь (Саша Окунь; 1949 г.р.) |
советский и израильский художник, журналист, теле- и радиоведущий.
|
37.05 |
Сказочная комиссия |
Сказочная комиссия была основана 29 ноября 1896 года как новое структурное подразделение Российского Императорского Географического Общества. Из-за революционных событий Сказочная комиссия приостановила свою деятельность в 1917 г. Однако восстановила ее в 1924, вела работу в направлениях собирательского дела и разработки методики фиксации сказочных материалов, а также изучения сказок.
|
37.41 |
Алексей Александрович Гвоздев (1887 - 1939) |
советский театральный критик, театровед, литературовед и педагог.
|
38.01 |
Александр ИсааковичНикифоров (1893 - 1942)
|
филолог, фольклорист, историк литературы. |
45.06 |
Наталья Михайловна Герасимова (1952 - 2006) |
филолог, фольклорист, медиевист, исследовательница современной женской прозы, автор концепции «Сказка как деятельность»
|
48.51 |
Ежи Мариан Гротовский (1933 – 1999)
|
польский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра
|
Castos · Apple Podcasts · Google Podcasts · Скачать
Все эпизоды: Фольклор как перформанс
Евгений Слесарь — кандидат искусствоведения, театровед, доцент Санкт-Петербургского государственного Института культуры. Член всероссийских и международных театральных фестивалей, исследователь советской зрелищной культуры, участник открытых лекториев в Москве и Санкт-Петербурге. Лауреат премии Гараж.text.
Юлия Мариничева — филолог, фольклорист, культурный антрополог. Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»