«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Мария Воейкова. Языковая способность детей и взрослых

Прагмема в Hotel Indigo. Цикл «Языковая способность детей и взрослых»

 

Клуб идей и знаний Anima Libra в Hotel Indigo!

Лектор - Мария Воейкова

В этом цикле мы обсудим, из чего складывается языковая способность человека и каковы критерии ее оценки, познакомимся с понятием «ментального лексикона» и определим его составные части. Ключевую роль в языковой способности играют память и слух: на примерах мы рассмотрим, какие компоненты памяти и фонематического слуха важны для речепорождения. Затем будет затронута тема усвоения родного языка ребенком и наконец – в чем состоит важное различие между родным и иностранным языком.

Лекции проходят  по пятницам в 19 часов 00 минут по адресу Чайковского, дом 17.

 

 

01 февраля 2019, начало в 19:00

Ментальный лексикон – это индивидуальное хранилище языковых данных – слов, конструкций и их частей. До сих пор нет единого мнения о том, как он устроен и какие единицы входят в его состав, однако некоторые особенности его строения становятся понятны, если принять во внимание результаты психолингвистических экспериментов…

Подробнее…

08 февраля 2019, начало в 19:00

Почему мы забываем выключить плиту или взять с собой кошелек, но можем помнить, как был одет почтальон на даче в нашем детстве? Разные компоненты человеческой памяти оказываются существенны для извлечения слов и конструкций из ментального лексикона. А для понимания речи собеседника важна не только память, но и фонематический слух, при помощи которого мы отождествляем речь другого с тем набором, которой хранится в нашей памяти.

Подробнее…

01 марта 2019, начало в 19:00

Загадка детской речи состоит в том, что один раз в жизни каждый здоровый человек, независимо от своих умственных и физических способностей, в совершенстве усваивает свой родной язык. В третьей лекции мы рассмотрим, что может помочь или помешать этому, на примере речи русскоязычных детей.

Подробнее…

15 марта 2019, начало в 19:00

В усвоении второго языка успех нам не гарантирован. В чем же отличие? Хорошо или плохо быть двуязычным? Мешает или помогает знание родного языка процессу усвоения языка чужого? Эти вопросы все острее встают перед любым обществом в эпоху миграций. В последней лекции мы обсудим, как ученые смотрят на эти проблемы сегодня.

Подробнее…

Лекторы

Мария Воейкова — филолог-русист, специалист в области детской речи, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, профессор кафедры русского языка филфака СПбГУ, член Петербургского лингвистического общества, Международной ассоциации исследователей детской речи и Европейского лингвистического общества. Автор многих статей и монографий, среди них: «Просьбы и требования в детской речи: проблемы оформления и восприятия» (Новосибирск, 2013); «Становление имени» (М., 2015).