Когда: 25 мая 2014, начало в 15:30
Где: Михайловский театр, Театральная гостиная «Площадь искусств»
На полотнах французских художников Никола Пуссена, Антуана Ватто и его последователей можно увидеть, как театр подпитывал живопись, а живопись воздействовала на театр. Но театр этот был своеобразный: он разыгрывался вдоль линии рампы. Поэтому в театре эпохи классицизма монолог героя, как правило, преподносился «на котурнах», все жесты были выспренними. Художники соответствовали этой эстетике: они переносили вычурное действо на холсты.
В эпоху рококо репертуар предполагал куртуазные, шутливо-любовные сцены. Пафос, свойственный предыдущему периоду, сменился на более душевный, интимный. Живопись откликнулась на эту чувственную природу театра: у Антуана Ватто пространство решается уже более глубоко, красочно.
В театре эпохи просвещения начинает главенствовать дидактика, в связи с чем в картинах подробно, даже слишком детально, показаны сюжеты с высоким нравственным содержанием. Мастерство подчинено чрезмерно рациональной композиции. В связи с этим меньше внимания уделяется красочной партитуре картины: она как бы блекнет, теряется, перестает волновать и художника, и зрителя. Развитие живописи от Никола Пуссена до Жана-Батиста Грёза подчиняется установке: «Воспитывая — развлекай, развлекая — воспитывай».
Полная программа: «Прагмема» в Михайловском. Весна 2014
Николай Громов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства; член Союза художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945—1949. Становление театрально-декорационного искусства» (1978); «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983); «Горизонты сценографии» (2006).