«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Светлана Адоньева. Российская наука о народе: от эволюционизма до феноменологии.

В  статье анализируется динамика отношений субъекта и  объекта в  отечественной фольклористике и  этнографии советского и  постсоветского времени. Дореволюционная фольклористика занималась исследованиями определенного сословия — крестьянства. Ни один из ученых не был частью того жизненного мира, который он исследовал. Интерес к культуре крестьянства был связан с тем, что оно представлялось хранителем знаний ушедших эпох. С  1917 г. народом называют все население страны, но исследуют сельское население. Обычаи этой социальной группы определялись в категориях национального наследия, в то время как крестьянство как социальная группа подвергалось последовательному уничтожению. Структурно-типологический подход фольклористики и этнографии 1960–1970-х гг. дал возможность рассматривать мифологию, фольклор и ритуалы в их связи, избегая эволюционистской риторики, но его применение не порывало с привычкой отчуждать знание от тех, кто этим знанием пользуется. Рефлексия относительно субъективной позиции ученого и готовность признать иные типы субъективности позволили начать поиск новых методов, предпринятый в 1980–1990-е гг. Т.А. Бернштам. Своим объектом исследовательница сделала феноменальный мир крестьянства, представленный в тех категориях, посредством которых он созидается и удерживается участниками этого мира. Феноменологический сдвиг позволяет увидеть в информантах, с которыми фольклорист и этнограф встречаются в поле, собеседников, которые тебя тоже видят, такого, какой ты есть, мужчина или женщина, молодой или старый, открытый или нет. Признание мира другого позволяет признать собственную субъективность, в отношении которой и в зависимости от которой твой собеседник раскрывается, рассказывая о своем опыте или толкуя тебе твой.
 

 Читать главу из книги Адоньева С.Б. НАУКА О НАРОДЕ... (PDF; 0,2 МБ) ]