12 ноября 2024
Лекция 4. Ч. 2.
Курс «Тело и речь»
Светлана Адоньева
По определению Алфреда Шютца, объективность мира конструируется «переживаниями множества эго, вступающих в коммуникацию посредством своих тел».
Для того, чтобы понять, как выглядит наш жизненный мир, мы посмотрим, как тело и речь работают вместе над его созиданием.
Привлекая феноменологическую «оптику», мы используем в качестве материала русский фольклор.
В фокусе нашего внимания следующие темы: тело и субъективность; тело и память – на примере фотографии; речь, обращенная к телам, в целительских практиках; отношения тела и пространства(вложенность, разомкнутость, фрагментация и гештальт); речь и время («лихая минута» и «пора», повторение, ритм и «слабая» доля); тело и гендерный порядок – на примерах гендерных трансгрессий; а также – ситуации отчуждения тела в ритуалах перехода и трансперсональном опыте.
Темы выпуска:
· Устройство заговорной речи;
· Ритуальный контекст: восприятие тела и утрата субъектности;
· Лиминальная ситуация: связь пространства и тела. Тело и интерсубъективность;
· Причитания как ритуальная речь. Принцип фрагментированной речи и эффект Зейгарник.
Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Скачать
Все эпизоды: Тело и речь
Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.