«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Выставка «Деревня как память»

С 4 апреля по 5 мая 2014 года Музей В.В. Набокова и проект «Прагмема» приглашают на выставку художника Кирилла Константиновича Соколова (1930-2004) «Деревня как память».

Кирилл Соколов родился в Москве в 1930 году. Окончил Институт им. Сурикова (1957). В 1974 году он вместе с семьей покинул СССР и жил в Великобритании. Художник активно участвовал в выставках в Европе и США; с начала 90-х годов он возобновил выставочную деятельность в России (прошли его персональные выставки в Москве, Перми и других городах).

На экспозиции будут представлены работы, посвященные русской деревне. Несколько циклов, выполненных в 60−е годы (этот цикл работ выставляется в России впервые), когда они вместе с женой  и дочкой жили летом в одной из подмосковных деревень и позже, когда им довелось вновь приехать в деревню к северу от Москвы в 90-х годах.

Идея выставки работ Кирилла Соколова возникла осенью 2013 года в Англии, на конференции, которую проводил Центр «Русский мир» в школе современных языков и культур Даремского Университета.

Рассказ Аврил Пайман «Похоронный обряд в подмосковной деревне (1971 г.)» был посвящен ее воспоминаниям о том, как она и ее муж Кирилл Соколов несколько лет в 60−х начале 70−х годов жили в подмосковной деревне. Она рассказывала о деревенских жителях, с которыми им пришлось общаться, о том опыте отношения к жизни, смерти, Богу и себе самим, который им в этих людях открывался.

Одной из самых важных тем, возникших в процессе обсуждения, стала тема отношения к прошлому. Мир советской деревни встроил историю в память тела. Это делало прошлое неизменным составляющим настоящего. Тем самым, векторное время отменялось, а история переживалась как часть пространства, освоенного коллективным физическим усилием. 

Подобное делает опыт деревни для нас, возвращая  устраненное и забытое общее прошлое как наличный эмоциональный опыт, заставляющий нас повстречаться с самими собой.

С этой темой связано выбранное Аврил Пайман название выставки «Деревня как память», поскольку именно соотношение времени и памяти было наиболее важным для работ Кирилла Соколова, посвященных русской деревне.

В Петербурге (где единственная выставка художника прошла в Музее Блока в 2004 году) имя Кирилла Соколова почти не известно. Между тем, творчество мастера нашло широкое институциональное признание, его работы находятся в собраниях многих крупных музеев не только в России (в том числе и петербургских), но и в Европе и США.

Кирилл Соколов — художник-шестидесятник, органически соединивший в своем творчестве установки официально признанного, идеологически нейтрального искусства (т. н. левый МОСХ), поиски классического русского авангарда (Ларионов и постсезаннизм) и мотивы неофициального андеграундного искусства (нонконформизм 50-60-х годов). Ранний отъезд из СССР и известная замкнутость, закрытость эмигрантского мира позволили художнику сохранить этот сплав,   не утратив искренней чистоты лирического видения, структурной ясности графического языка, мягкой образности живописных форм. Со студенческих лет в живописи и графике Соколова сказывается увлечение абстрактным и сюрреалистическим искусством — в первую очередь русским авангардом, но, вне меньшей степени, и европейским — в частности, живописью П. Пикассо, П. Клее и Х. Миро.

С самых ранних лет художник работал в книжной иллюстрации, в основном опираясь на принципы школы В. Фаворского (занимался ксилографией, гравюрой на пластмассе, офортом и т. д.). Интенсивная работа в книге убедительно говорит о свойственной Соколову «литературной ориентации», которая часто присуща художникам,  существующим вне «группы». Не принадлежа к жестко определенным общностям, которые неизбежно приходят к формализации своей художественной доктрины и творческих отношений внутри среды, они чаще способны оказаться вне  рамок  художественной ситуации «текущего дня». Эта рефлексивная ориентация,  в результате и дала возможность русскому художнику-эмигранту оставаться верным избранным им  еще в 50-е годы  принципам.

В течение всей жизни К. Соколов не только интенсивно работал, но также занимался собирательством русского и английского искусства. Художник привез и подарил старинную английскую и современную европейскую гравюру в Пермскую Государственную Галерею,  в Музей имени Пушкина и в другие русские хранилища.

 

Кирилл Константинович Соколов

Родился в 1930 году в Москве в творческой семье. Мать была учителем, отец — архитектором. Семья жила в доме, спроектированным отцом Соколова на Маросейке.

1941 — эвакуация в Саратов.

1942 — К. Соколов принят в специальную художественную школу в Москве (графическое отделение). Среди его одноклассников — будущий лидер московского концептуализма Илья Кабаков.

1945 — арест отца, Константина Соколова (реабилитирован только в 1953-м).

1949 — оканчивает художественную школу.

1950 — поступает в Институт им. Сурикова (Факультет графики).

1957 — окончание института. В этот период К. Соколов много занимается гравюрой и книжной иллюстрацией. Выставляется на Международном фестивале в Москве, где экспонирует иллюстрации (линогравюра) к произведениям Эльзы Триоле и получает специальный приз.

1960 — встреча с будущей женой Аврил Пайман, которая приезжает в Москву изучать наследие Александра Блока.

1963 — К. Соколов женится на Аврил Пайман.

1964 — выставка иллюстраций (линогравюра) к «Гамлету» Шекспира в Литературном музее (Москва).

1964—74 — К. Соколов иллюстрирует около 50-ти книг, в основном современных авторов, таких как Ю. Трифонов, Б. Окуджава, Ф. Искандер и др. Работы не публикуются, но показываются, как авторам (книг), так и многочисленным друзьям и близким.

1974 — К. Соколов вместе с семьей покидает СССР и живет в Англии.

1976 — становится соредактором Международного журнала об искусстве «Леонардо». Ретроспективная выставка в Музее Гелбикяна (Нью-Кастл, Великобритания), позже большая ретроспективная выставка в Хаттон Галери (Нью-Кастл, Великобритания). С 1976 года

К. Соколов ведет активную выставочную деятельность в Великобритании, США, Германии и Скандинавии.

1992 — первая после отъезда из СССР выставка в России. В последние годы жизни прошли выставки произведений К. Соколова в Москве, С-Петербурге, Перми и других городах бывшего СССР.

2004 — К. Соколов умер в Англии.

Работы художника находятся во многих музейных и частных собраниях: Галерея Виктории и Альберта (Великобритания), Мемориальный музей У. Шекспира (Великобритания), Государственный Музей изобразительных искусств им. Пушкина (Россия), Государственная Третьяковская галерея (Россия), Пермская художественная галерея (Россия) и др. Некоторые работы находятся в Санкт-Петербурге в музеях А. Ахматовой, А. Бока, Ф. Достоевского.