«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Ануш Варданян. PROкино. Преломленная действительность или выдуманная реальность

Расписания лекций цикла: 

8 ноября  -  Фигура ребенка – абсолютное чудо или абсолютное зло?

22 ноября  - Целлулоидный бунт. Революция на экране.

29 ноября -  Право на счастье. Хеппи энд как утешение.

13 декабря  - Удовольствие и излишества - секс, еда, мода и другие излишества в кино.

Лекции проходят в лектории Прямая речь Клуба идей и знаний Anima Libera (Hotel Indigo Санкт-Петербург-Чайковского) по адресу: Санкт-Петербург, Чайковского ул., 17.

 

08 ноября 2019, начало в 19:00

Дети важны, потому что человечеству важно будущее. Чем меньше их, тем меньше нас. Чем меньше нас, тем дороже ребенок. Он тот, из которого вырастет будущий король мира. Придет и спасет человечество. Он тот, кто его погубит. А еще, это та фигура, чье место в истории искусства столь же велико, сколь и ничтожно. Особенно в кинематографе. Мы рассмотрим фильмы, где появляются и действуют самые разные дети: обычные родные оболтусы и неумехи, дети со сверхспособностями, дети – жертвы киднепинга, дети, меняющие обыденность. Рассмотрим также и те сюжетные трансформации, когда чудо-ребенок трансформируется в свою противоположность – в абсолютное зло.

Подробнее…

22 ноября 2019, начало в 19:00

ПНравы человеческого сообщества становятся мягче – меньше войн, меньше переворотов и бунтов. Признаваемый историками и социологами факт на экране оборачивается полной противоположностью. Количество целлулоидных революций растет, экраны мира пылают от народных возмущений. Фильмы о революциях сейчас чаще всего принадлежат к жанрам футурологических пророчеств и антиутопий. Похоже, потребность в социальной справедливости у зрителей не удовлетворена, а право на народное возмущение нуждается в стимуляции. Взять хотя бы невероятный успех мюзикла «Отверженные» (2012) по роману Виктора Гюго. Кто бы мог подумать, что о давно прошедшей революции можно спеть и заработать на этом почти полмиллиарда долларов. Есть ли алгоритмы создания «бунтарского фильма» и как идея «героя из толпы» меняет нас?

Подробнее…

29 ноября 2019, начало в 19:00

Драма «В погоне за счастьем» с Уиллом Смитом в главной роли начинается довольно странно. Главный герой за кадром цитирует Декларацию Независимости и подчеркивает странность, заложенную в тексте. В Декларации провозглашено право человека на стремление к счастью. В 1776 году отцы-основатели Соединенных Штатов объявили право на достижение счастья одним из неотъемлемых прав человека, наряду с правом на жизнь и с правом на свободу. Однако Декларация гарантирует право на стремление к счастью, а не на само счастье. Т. Джефферсон не возложил на государство ответственность за счастье или несчастье человека. Он хотел лишь избавить человека от всякого диктата в вопросах выбора. На этой-то свободе выбора выковался определенный кино-жанр, который назовем «историями достижений». Наша задача – проследить, как из права на достижение счастья возник хорошо продаваемый товар под названием «хеппи-энд».

Подробнее…

13 декабря 2019, начало в 19:00

В фильме «Большая жратва» (1973) четверо героев запираются в ангаре и предаются невероятному гастрономическому блуду. Их цель – умереть от удовольствия. В фильме «Призрачная нить» (2017) – модельер Рейнольдс Вудкок дышит совершенством собственных произведений, но выхолащивает из собственной жизни малейший намек на подлинные и потому болезненные чувства. В фильме «Реквием по мечте» (2000) каждый из героев умирает от той или иной формы наркотической зависимости, так и не реализовав своих желаний и похоронив мечту. Дайджест излишеств в кино – вовсе не жизнеутверждающий гимн гедонизму. Чаще – это драматическая история потерь, выверт сознания, психологический сбой. Кино визуализирует излишества безумцев и просит человечество удержаться в рамках необходимой и достаточной нормы. Попытаемся выяснить, какие именно эмоциональные струны аудитории отзываются при легком касании авторов фильмов к запретному или недостижимому.

Подробнее…

Лекторы

Ануш Варданян — российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ – сценарии к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015). Из литературных книга "Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая" (2014), романы "Воск"(2014) и "Мой папа – сапожник и дон Корлеоне".