11 декабря 2023
Выпуск № 2. Тема – «Фактор адресата»
Ведущие – Инна Веселова, Юлия Мариничева, Евгений Слесарь.
АНОНС:
01:11 |
Александр Николаевич Веселовский (1838 – 1906)
|
Русский историк литературы, профессор (с 1872), заслуженный профессор (с 1895) Петербургского университета, ординарный академик Петербургской академии наук (с 1881). Тайный советник |
01:11 |
Синкретизм
|
в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов искусства, свойственная ранним стадиям его развития. В определении А.Н.Веселовского С. — «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова». |
02 : 20 |
Альберт Лорд (1912 — 1991) |
Профессор славистики и сравнительного литературоведения в Гарвардском университете, после смерти Милмана Пэрри продолжил его исследования южнославянского устного эпоса в его сравнении с эпосом Гомера. |
02 : 04 |
Милман Пэрри (1902 – 1935) |
американский филолог-классик, фольклорист, обосновал «устную теорию» исследования Гомера |
03 : 39 |
Ежи Мариан Гротовский (1933 —1999) |
польский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра. |
03 : 40 |
Питер Брук (1925—2022) |
Английский режиссер театра и кино |
09 : 46 |
Дзяды |
романтическо-драматическая поэма Адама Мицкевича, опубликованная в 1823—1832 . В 1961 году режиссер Ежи Гротовский делает одноименную постановку. |
14 :18 |
Театр и ритуал |
Статья Ежи Гротовского (1968)
|
18 : 35 |
Ричард Шехнер (род. в 1934 году)
|
крупнейшийсовременный теоретик перформанса |
18 : 56 |
Майкл Кирби (1925-2002)
|
Американский актер и сценарист |
19:19 |
Эудженио Барба
|
итальянский театральный режиссёр и педагог, один из наиболее влиятельных теоретиков современного театрального искусства.
|
19:40 |
Хеппенинг (англ. happening) |
форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. |
22:20 |
Джон Милтон Кейдж (1912 – 1992) |
американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Считается основоположником хеппенинга как представления с элементами случайности. Первое такое представление Кейдж осуществил в 1952 году |
25:53 |
Пьер Нора (род. в 1931 г.) |
французский историк, автор концепции «мест памяти». Президент ассоциации «За свободу истории». Исследователь исторической памяти. Известен по монументальному изданию «Места памяти» (Les Lieux de mémoire). |
31: 01 |
Николай Николаевич Евреинов (1879 – 1953) |
русский и французский режиссёр, драматург, создатель оригинальной теории театра, историк театрального искусства, философ, актёр, музыкант, художник и психолог. |
32:17 |
Владимир Яковлевич Пропп (1895—1970) |
Филолог, фольклорист, профессор ЛГУ. Получил мировое признание как автор книги «Морфология сказки», является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и одним из создателей современной нарратологии.
|
32:49 |
Комедия дель арте (итал. commedia dell’arte), или комедия масок |
Вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. |
33:18 |
Петрушка (мусью Подчинель, мусью Паршинель, а также Пётр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй) |
Персонаж русского народного кукольного театра , главный герой одноимённого комического представления. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы |
49:24 |
Маргарет Мид (1901 – 1978) |
американский антрополог, представительница этнопсихологической школы. Получила всемирную известность благодаря исследованиям социализации детей и подростков в Полинезии. Основательница Института сравнительной культурологии, член Национальной академии наук США (1975)
|
49: 24 |
Грегори Бейтсон (1904 – 1980) |
британо-американский учёный, работы которого носят междисциплинарный характер — они связаны с эпистемологией, кибернетикой, теорией информации, антропологией, теориями социализации и коммуникации, экологии. |
49:25 |
Транс и танец на Бали |
Фильм Бейтсона и Маргарет Мид, короткометражный документальный фильм, снятый антропологами Маргарет Мид и Грегори Бейтсоном во время их исследования Бали в 1930х гг. Фильм вышел в 1951 г.
|
Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Скачать
Все эпизоды: Фольклор как перформанс
Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».
Юлия Мариничева — филолог, фольклорист, культурный антрополог. Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»
Евгений Слесарь — кандидат искусствоведения, театровед, доцент Санкт-Петербургского государственного Института культуры. Член всероссийских и международных театральных фестивалей, исследователь советской зрелищной культуры, участник открытых лекториев в Москве и Санкт-Петербурге. Лауреат премии Гараж.text.