«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

#2. Фольклор как перформанс

Инна Веселова, Юлия Мариничева, Евгений Слесарь

11 декабря 2023

Выпуск № 2. Тема – «Фактор адресата»

 

Ведущие – Инна Веселова, Юлия Мариничева, Евгений Слесарь.

 

АНОНС:

  • О соотношении фольклорного и театрального перформансов. Импровизация, уникальное исполнение и категория естественного.
  • Исследование театра «вне текста»: поиск первых элементов театра и компромиссных форм. Междисциплинарность и детеатрализация.
  • Черты нового театра ("алогичность, коллажность, резомность, включение неупорядочных стихийных игровых структур"). А также – театр неповторения и антиавтоматизма, подготовка нового зрителя и перформативная инициативность.
  • Хеппенинг как комплекс случайных и стабильных элементов. Стабильная структура, переменность постоянных, внутренняя импровизация и 31 сказочная функция.
  • От реквизита к предмету и миру. Категория естественного и ситуация предлагаемых обстоятельств.
  • Зритель в театре перформанса: фактор адресата. Соучастие и/или иллюзия равных конвенций с допустимой формой случайностей.
  • Режиссер как ритуальный специалист. Легитимность ритуала в представлениях советских и постсоветских домов культуры. 

 

01:11

Александр Николаевич Веселовский (1838 – 1906)

 

 Русский историк литературы, профессор (с 1872), заслуженный профессор (с 1895) Петербургского университета, ординарный академик Петербургской академии наук (с 1881). Тайный советник

01:11

Синкретизм

 

в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов искусства, свойственная ранним стадиям его развития. В определении А.Н.Веселовского С. — «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».

02 : 20

Альберт Лорд (1912 — 1991)

Профессор славистики и сравнительного литературоведения в Гарвардском университете, после смерти Милмана Пэрри продолжил его исследования южнославянского устного эпоса в его сравнении с эпосом Гомера.

02 : 04

 Милман Пэрри (1902 – 1935)

американский филолог-классик, фольклорист, обосновал «устную теорию» исследования Гомера

03 : 39

Ежи Мариан Гротовский (1933 —1999)

польский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра.

03 : 40

Питер Брук (1925—2022)

 Английский режиссер театра и кино

09 : 46

Дзяды

 романтическо-драматическая поэма Адама Мицкевича, опубликованная в 1823—1832 . В 1961 году режиссер Ежи Гротовский делает одноименную постановку.

14 :18

Театр и ритуал

Статья Ежи Гротовского (1968)

 

 

18 : 35

 

Ричард Шехнер (род. в 1934 году)

 

 

крупнейшийсовременный теоретик  перформанса

18 : 56

Майкл Кирби (1925-2002)

 

Американский актер и сценарист

19:19

Эудженио Барба                   

 

итальянский театральный режиссёр и педагог, один из наиболее влиятельных теоретиков современного театрального искусства.

 

19:40

Хеппенинг (англ. happening

форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью.

22:20

Джон Милтон Кейдж (1912 – 1992)

американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Считается основоположником хеппенинга как представления с элементами случайности. Первое такое представление Кейдж осуществил в 1952 году

25:53

Пьер Нора  (род. в 1931 г.)

французский историк, автор концепции «мест памяти». Президент ассоциации «За свободу истории». Исследователь исторической памяти. Известен по монументальному изданию «Места памяти» (Les Lieux de mémoire).

31: 01

Николай Николаевич Евреинов  (1879 – 1953)

русский и французский режиссёр, драматург, создатель оригинальной теории театра, историк театрального искусства, философ, актёр, музыкант, художник и психолог.

32:17

Владимир Яковлевич Пропп (1895—1970)

Филолог, фольклорист,   профессор ЛГУ. Получил мировое признание как автор книги «Морфология сказки», является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и одним из создателей современной нарратологии.

 

32:49

Комедия дель арте  (итал. commedia dell’arte), или комедия масок

Вид итальянского  народного (площадного и уличного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.

33:18

Петрушка  (мусью Подчинель, мусью Паршинель, а так­же Пётр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй

Персонаж русского народного кукольного театра , главный герой одноимённого  комического представления. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы

 

49:24

 

Маргарет Мид (1901 – 1978)

американский антрополог, представительница этнопсихологической школы. Получила всемирную известность благодаря исследованиям социализации детей и подростков в Полинезии. Основательница Института сравнительной  культурологии, член Национальной академии наук США (1975)

 

49: 24

Грегори Бейтсон  (1904 – 1980)

британо-американский учёный, работы которого носят междисциплинарный характер — они связаны с эпистемологией, кибернетикой, теорией информации, антропологией, теориями социализации и коммуникации, экологии.

 

49:25

 

Транс и танец на Бали

Фильм Бейтсона и Маргарет Мид, короткометражный документальный фильм, снятый антропологами Маргарет Мид и Грегори Бейтсоном во время их исследования Бали в 1930х гг. Фильм вышел в 1951 г.

 

 

Лекторы

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Юлия Мариничева — филолог, фольклорист, культурный антрополог. Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»

Евгений Слесарь — кандидат искусствоведения, театровед, доцент Санкт-Петербургского государственного Института культуры. Член всероссийских и международных театральных фестивалей, исследователь советской зрелищной культуры, участник открытых лекториев в Москве и Санкт-Петербурге. Лауреат премии Гараж.text.