Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».
// Сказка в фольклоре, литературе и искусстве: Традиционное и новое. C. 18-33
Веселова И.С., Лысикова К.М. Рассказы и рассказывания: коммуникативные роли, социальные статусы и речевые действия. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2024;7(3):58-80. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-3-58-80
// Антропонимы в русской словесной культуре XVIII века / под ред. П. Е. Бухаркина, С. С. Волкова и Е. М. Матвеева. — СПб.: ИЛИ РАН, 2023. С. 542-571
// Bear and Human: Facets of a Multi-Layered Relationship from Past to Recent Times, with Emphasis on Northern Europe / Ed . by Oliver Grimm. (Turnhout: Brepols, 2023), pp . 1133–1146. https://doi.org/10.1484/M.TANE-EB.5.134382
/ Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023. Т. 6. No 3. С. 88–116.
История населенных пунктов Пинежского района : VII Пинежские краеведческие чтения : [12+] / Карпогор. центр. б-ка им. Ф. А. Абрамова ; сост. Л. А. Колик, А. А. Канашева. – Карпогоры : [б. и.], 2023. Том. 1. С. 101 - 129
Глава из книги Ритуалы бедствия: антропологические очерки
// Ритуалы бедствия: антропологические очерки / С. Б. Адоньева, И. С. Веселова, А. В. Степанов, Л. В. Голубева, Н. А. Курзина, Ю. Ю. Мариничева; под ред. С. Б. Адоньевой. — СПб. : Пропповский центр, 2020. C.153-161
// Studia Religiologica 53 (3) 2020, P. 219 – 232. ISSN (печатное издание): 0137-2432
// Quaestiones Oralitatis V (2020)
// КУНСТКАМЕРА. 2019. No 1 (3) С. 94 – 103.
Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 4. С. 10–24.
// Charms and Charming. Studies on Magic in Everyday Life. LJUBLJANA 2019 // http://sms.zrc-sazu.si/pdf/Charms_and_charming_2019.pdf
// Experto crede Alberto : cборник статей к 70-летию Альберта Кашфулловича Байбурина — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. (Studia Ethnologica; вып. 14). С. 124-134.
Глава из книги Первичные знаки. Назначенная реальность.
Глава из книги Первичные знаки. Назначенная реальность.
// Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 195 – 228.
// Genius Loci: Cборник статей в честь 75-летия С.Ю. Неклюдова / Сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова (отв. ред.). М., 2016.
// Вестник СПбГУ. СПб., 2016. С. 14 - 24.
Глава из книги Первичные знаки. Назначенная реальность.
// Адоньева С.Б., Веселова И.С., Мариничева Ю.Ю., Петрова Л.Ф. Первичные знаки / Назначенная реальность. СПб.: Пропповский центр, 2017. С. 93 – 116.
III Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 3–7февраля 2014г.): Сб. науч. ст. В 5-т. и Т 4: Российская фольклористика в XXI веке. Перспективы развития
// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. №10 (95)
Из сборника "Коммуникативные конвенции и социальные сценарии"...
Глава из книги Комплекс Чебурашки, или Общество послушания
Глава из книги Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сборник статей / Сост., общ. ред.И.С. Веселовой. СПб.: Пропповский Центр, 2012. — 272 с., ил. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).
Глава из книги Комплекс Чебурашки, или Общество послушания
Глава из книги Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сборник статей / Сост., общ. ред.И.С. Веселовой. СПб.: Пропповский Центр, 2012. — 272 с., ил. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).
Глава из книги Комплекс Чебурашки, или Общество послушания
Глава из книги Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сборник статей / Сост., общ. ред.И.С. Веселовой. СПб.: Пропповский Центр, 2012. — 272 с., ил. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).
Глава из книги Комплекс Чебурашки, или Общество послушания: сборник статей / Сост., общ. ред.И.С. Веселовой. СПб.: Пропповский Центр, 2012. — 272 с., ил. — (Серия «Первичные знаки, или прагмемы»).
// Временник Зубовского института. Вып. 5. Петрушка круглый год. СПб., 2010. С. 79—88.
// Сб. ст. к 60-летию Г. А. Левинтона. СПб., 2008.
// АБ-60. Сб.ст. к 60-летию А.К. Байбурина. СПб., 2007.
Из книги "Морфология праздника. сборник научных статей по материалам конференции"
// Сб.ст. к 60-летию А. Ф. Белоусова. СПб, 2006.
// Антропологический форум. 2005. №2.
// Мир народной картинки М., 1999.
// Мифология и повседневность: Мат. науч. конференции 24—26 февраля 1999 г. СПб., 1999.
// Москва и московский текст русской культуры. М., 1998.
// Живая старина. 1996. № 3.
Спецвыпуск Беседа вокруг подкаста «Горькая доля, или Песни о моей жизни с рождения до 45 лет» (01 октября 2024)
#8 #8. Фольклор как перформанс (22 августа 2024)
#3 #3. Фольклор как перформанс (07 января 2024)
#2 #2. Фольклор как перформанс (11 декабря 2023)
#64 Эпос. Эпизод # 12 (12 апреля 2022)
#63 Эпос. Эпизод # 11 (05 апреля 2022)
#62 Эпос. Эпизод # 10 (29 марта 2022)
#61 Эпос. Эпизод # 9 (28 марта 2022)
#60 Эпос. Эпизод # 8 (25 марта 2022)
#59 Эпос. Эпизод # 7 (15 марта 2022)
#58 Эпос. Эпизод # 6 (01 марта 2022)
#57 Виноградье. # 5 (24 февраля 2022)
#53 Эпос. Эпизод # 1. Известный и неизвестный русский эпос: как нам его понять сегодня (18 января 2022)
#46 О суженых, постылых, желанных и непокорных (27 октября 2021)
#45 Как получить письмо из прошлого? (21 октября 2021)
#42 О колыбельных (08 сентября 2021)
#38 О мифологическом рассказе (11 августа 2021)
#36 Память о невозможном (30 июня 2021)
#21 Сказки с хорошим и плохим концом (24 марта 2021)
#8 Былинные герои: богатыри и сказители (23 декабря 2020)
#6 Тактики слабых и драмы сильных (09 декабря 2020)
Цикл: НАСЛЕДИЕ
Старообрядческую культуру дважды «запечатывали» в российской истории. Заклеймённые как «еретики» в конце XVII века и запрещенные к публичным службам, они ушли во внутреннюю эмиграцию в «леса» и за границы империи. Старообрядцы скрывали свою веру и ее артефакты от государства и господствующей церкви. Сокровенная жизнь на протяжении веков хранила не только лояльность прежним ритуалам и ценностям, но и шедевры дониконовской иконописи, старые книги и эпические сюжеты духовных стихов, былин и исторических песен. Открытие культурного наследия дониконовской Руси случилось в конце XIX – начале ХХ века вместе со снятием печатей со старообрядческих молебен и храмов. Древнерусское искусство, сохраненное старообрядцами, стало достоянием общеевропейской культуры. Однако вскоре старообрядчество вместе со всеми религиозными конфессиями было загнано под спуд советской политики. К началу ХХI века о старообрядческой истории и фольклоре уже не вспоминают их прямые потомки. Но культурная память предков оказалась надежно «запечатлена» в неявных формах: семейных реликвиях, маршрутах паломничеств, взаимной социальной поддержке и сновидческих образах. Во многих практиках севернорусских деревень проступает порядок жизни ушедших от преследований, исповедовавших личный религиозный путь и рассчитывавших на свои силы староверов.
Цикл: Качество формы: об избыточности, полноте и хорошем гештальте
«Народные орнаменты» хранятся в прабабушкиных сундуках, этнографических музеях и продаются в сувенирных лавках. В столицах, слободах и деревнях ученые кропотливо собирали образцы узоров, технологии и материалы их изготовления. Волнами приходила и уходила мода на них, некоторые промыслы волею судеб и идеологий становилось «культурным наследием». Но оглянемся вокруг: где же узоры, которые милы нынешнему народу? Их ничтожно мало. Дело в том, что, разделяя представления об украшении предметов, мы разделяем общий жизненный мир, его порядок и ценности. Вывод прост: для украшения мира нужны люди, которых узор не просто не будет раздражать, но будет в удовольствие. О принципах общего удовольствия и отдельных случаях договора о красоте пойдёт речь в лекции. И о том, что такое паркетаж, комбинаторика тетриса и в чем его коммерческий успех.
Устные рассказы похожи на героев в шапках-невидимках. Работа обоих не оставляет видимых следов, но без нее не решить трудной задачи. Рассказчики берут на себя труд поведать об угрозах и спасениях, о способах действовать в разных условиях и о выборе пригодных способов выжить. Участники устного перформанса узнают о ходах и поступках предков, одобряют или осуждают их выборы. Слушатели «мотают на ус» поведанные тактики. Наряду с традиционными рассказами о леших и домовых в фольклорных архивах «оседают» истории о событиях ХХ века: раскулачивании, спецпереселениях, голоде и репрессиях в деревне. Эти истории сохранились в памяти под спудом внешней и внутренней цензуры. Перед нами свидетельства аномии - разрыва жизненного мира и драматичного отторжения старых и новых этических основ. Рассказы как опыт переживания аномии станут предметом нашего внимания.
Чтобы получить письмо, нужно чтобы кто-то его написал и адресовал Вам. Этим письмо из прошлого не отличается от обычных писем. Но как же из прошлого можно достучаться до будущего адресата? Ведь авторы с будущим не знакомы. Однако многое, что делают люди в своей жизни — пишут дневники, рисуют, фотографируют, собирают коллекции, сохраняют альбомы, строят дома, — они делают для будущего, чтобы о них узнали их потомки. Так что наша задача — найти «почтовый ящик», где хранятся эти сообщения. Попробуем включить воображение и поискать послание. Присмотреться к старым, всегда бывшим вещам в доме, расспросить о людях на семейных фотографиях, полистать архивные документы и перебрать домашние реликвии и старые елочные игрушки. Или спросить, откуда рецепт всеми любимого бабушкиного пирога. Прошлое оживет и заговорит семейными историями
Цикл: Веселова И., Адоньева С. Праздники современной России: история и мифология
Период конца мая – середины июня в современном календаре занят выпускными обрядами. Студенты, ученики начальной, средней и старшей школ, воспитанники детских садов ступень за ступенью проходят через порталы переходных обрядов. В среднем человек за период своего «взросления» проходит четыре-пять выпускных арки. Сценарии, ценности, стоимость обряда, активность ритуальных специалистов и уровень вовлеченности посвящаемых варьируется в зависимости от статуса учебного заведения и амбиций участников. Попробуем разобраться, в чем состоит императив ритуала, чего хотят выпускники, учителя, родители, и достигается ли взрослость в итоге?
Цикл: Веселова И., Адоньева С. Праздники современной России: история и мифология
Старый год заканчивается в суете детских утренников и взрослых корпоративов. Вечерние «ёлки» зачастую воспроизводят сценарий утренних с «веселыми» конкурсами, пением и чтением стихов, компенсируя взрослость лишь содержимым застолья. Мечты об уютном зимнем вечере, занятом созданием украшений для елки, оборачиваются мучительным изготовлением очередного костюма зайчика или приготовлением выступления перед сотрудниками. Какие экзистенциальные смыслы и детские чаяния таятся за многоцветной иллюминацией и темной зеленью ели, в грохоте фейерверков и тихой радости исполнения желаний, среди царства нового тотема из гороскопа и обильной полночной трапезы?
Цикл: Прагмема в БДТ им. Г.А. Товстоногова: Эпоха просвещения (ОСЕНЬ 2018)
Мало кто знает, что в «старинах», а именно так эпические песни называли сказители, творили хрестоматийные богатыри и менее известные их соперники и товарищи. Но никто точно не вспоминает о героинях русского эпоса. Меж тем в большинстве сюжетов былин богатыри оказываются пешками в многоходовой женской игре. Хитроумные трюки, дерзкие обманы, бесстрашные выборы и недюжинная сила героинь удивляют самих сказителей и сказительниц до такой степени, что им приходится прерывать рассказ, чтобы прокомментировать поступки жен, дев, волшебниц и воительниц. К сожалению, героиням чаще всего приходится платить высокую цену за своеволие и желания, но во всегда считавшемся «мужским» мире русского эпоса открыто или исподволь действуют героини не слабее Брунгильды. В каждом исполнении сказители наполняют старые сюжеты чаяниями сильных женщинах и знанием хитрых тактик.
Цикл: Новое знание – из первых рук. Прагмема в БДТ: Эпоха просвещения. Весна 2018
После зимних святок с девичьими гаданиями и молодежными игрищами наступало время посиделок. Вечерами девушки осваивали песенный репертуар, чтобы к летним «зеленым святкам» собираться в лесу, с песнями «хоронить стрелу» или «кукушку». Летние обряды наделяли девушек осознанием силы, похожим на то, как торжествуют вилисы в балете «Жизель». Зачем «обмениваться» силой с березами, что делать с девичьим «могуществом» и почему в свадебном причитании спорят «девья красота» с «бабьей волокитою»?
Цикл: Инна Веселова. Искусство фольклора, или Сказано-сделано
Когда посетителю больших музеев случается забрести в отделы народного искусства, то среди нагромождения прялок и сундуков, резных наличников и вышивок вдруг возникает мысль: как и зачем эти километры красоты придумали и сделали якобы безграмотные и забитые крестьяне. Как так получалось, что в каждой деревне и на каждом дворе находились удивительные вышивальщицы, вязальщицы, резчики по дереву, гончары ? Откуда в деревенском тяжелом быту возникала потребность в творении красоты?
Цикл: Инна Веселова. Искусство фольклора, или Сказано-сделано
Русские лирические песни – богатство, скрытое за семью печатями. Фольклористы знают, почему мы «не поем народных песен до конца». Мало того, и начало нам не очень понятно. Еще в детском саду мы слышим песню про то, как под «ой-люли» зачем-то «ломают белую березу». Мы не знаем ни одной фольклорной песни, которую могли бы спеть. А в многотомных собраниях «великорусских песен» лидеры застолий полувековой давности - «Шумел камыш», «На Муромской дороге» или «Хазбулат удалой» - занимают совсем скромное место. О чем же пели, собираясь вместе, большие семьи на праздниках, свадьбах и гостьбах? Если разобрать слова песен, каждое из них окажется своеобразным «узелком на память» о собственных переживаниях, речной жемчужиной смысла в сложном узоре общих смыслов. Узоры вышивок, пластика движений и гетерофонное пение сочетают очень личные состояния и общий орнамент танца, вещи и семейного хора: так, отдельными стежками, шагами и голосами намекают о личном и договариваются о совместном.
Цикл: Инна Веселова. Искусство фольклора, или Сказано-сделано
Публика знакома с русским героическим эпосом по школьным учебникам, картинам в музеях, операм, фильмам-сказкам и мультфильмам. Ей известны лишь несколько хрестоматийных имен богатырей из нескольких десятков. Разнообразие богатырских подвигов и «биографий» ради патриотической ясности сведено к ратным подвигам. По логике школьной программы, Садко должен быть прадедушкой подводного флота. Кто слышал истории про Чурилу Пленковича, Хотена Блудовича, про сестру Петровичей-Сбродовичей или волшебницу Маринку? Былины и духовные стихи (и то и другое называлось «стáринами» - рассказами из старины) исполняли мужчины и женщины на промыслах или дома для семьи. Но это были длинные ритмизованные повествования. От их звучания не так просто избавится, а развитие сюжета совершенно непредсказуемо. Чем закончится бой с молодым нахалом, который окажется внебрачным сыном героя? Или чем обернется то, что на пиру «глупый хвастает молодой женой, а умный хвастает старой матерью»? В лекции будет рассказано о былинах, которые пели севернорусские сказители и сказительницы, чьи голоса сохранились в фонозаписях и чьи биографии ничуть не скучнее героических.
Цикл: Инна Веселова. Искусство фольклора, или Сказано-сделано
Мы начнем с того, что такое сказки, какими они бывают и какое отношение имеют к возрастным статусам, обрядам и тактикам «сильных» и «слабых». Мы разберемся, каким образом простенькие сказочки про репку и комок из теста учат базовым иерархиям и последовательностям и почему они же чаще других имеют «плохой» конец, почему без знания сказочных трюков, в роде тех, которыми мужик объегоривал медведя, не выжить, и почему взросление состоит в сознательном отказе от обмана и других «тактик слабых» и в готовности к прямым действиям. Многие из нас помнят историю про сожжённую лягушачью шкурку. А также и то, какими хлопотами оборачивается попытка нетерпеливо и тайком устроить свое счастье. Но волшебные сказки не только про такие хлопоты. Старые сюжеты повествуют о трудном выборе между лояльностью своему роду и следованию собственной судьбе, а это уже история про героический путь.
Один из «общих миров», описанных французскими социологами Болтански и Тенево, называется миром мнения. Это мир, в котором главную роль играет внешняя оценка и мнения других людей. Именно они определяют, насколько значим человек. Мы привыкли выносить оценку своим поступкам и свершениям, исходя из инкорпорированной в сознание системы ценностей и правил. За соблюдением правил и соответствием норме следят институции и персоны, их олицетворяющие. Речь пойдет о том, как система массового школьного образования лишает учителей, родителей и детей смелости высказать собственное мнение, риска поступка и мечты. И о том, как персонаж сказки Эдуарда Успенского стал символом послушания в нашей культуре. Комплекс Чебурашки – это послушание без риска, движение без азарта, поведение без поступка.
Хорошо знакомая нам царевна-лягушка очень похожа на легендарную фею Мелюзину, обладательницу змеиного хвоста и мастерицу строить замки. К ней возводят свое происхождение многие европейские королевские династии. Метафорически легенда и сказка говорят о личностной трансформации, но чьей? В чьих глазах прекрасная жена ночью меняет облик на страшную драконицу или лягушку — днем? Похоже, что в старом сюжете в очередной раз повествуют о трудном выборе между лояльностью своему роду и следованию собственной судьбе.
Школьные праздники вовлекают учеников, учителей и родителей в пространство, заполненное букетами, белыми бантами и знакомыми до слёз песнями. Раз в год через каре торжественной «линейки» впускают первоклассников и провожают выпускников. Как и для чего устроена эта анфилада?
Геометрические и фигуративные орнаменты украшали повседневные предметы крестьянского быта. Расписные прялки, браные рубахи, вязаные рукавицы отражали представления их создателей о красоте и гармонии. Связь между жизненным и орнаментальным порядками и будет предметом лекции.
Заимствованные из высокой театральной культуры образы детских утренников вызывают мгновенное узнавание и всплеск эмоций. Белые пачки, блестки, ушки и хвостики эмоционально «заряжены». Вспоминая себя или детей в этом виде, мы испытываем всю гамму чувств − от блаженного умиления до бессильного раздражения. Откуда пришли в наше коллективное бессознательное эти образы и связанные с ними переживания?