22 августа 2024
Выпуск 8.
Тема 8. «Фольклор и психодрама: ритуалы и ритуальное цитирование»
Ведущие: Светлана Адоньева, Инна Веселова, Юлия Мариничева и Екатерина Михайлова
00:55 |
Психодрама |
метод психотерапии, притом один из самых старых (1921). Суть его в исследовании внутреннего мира и межличностных или социальныз отношений человека средствами ролевой игры. Психодрама дает возможность оживить и по-новому прожить в сценическом действии фрагменты прошлого опыта, что помогает не только его переосмыслить, но и научиться иначе чувствовать и действовать в реальном мире |
17:27 |
Карл Витакер (1912 – 1995) |
Доктор медицины, видный американский психиатр, один из основателей семейной терапии. Предложил символический подход к семейной терапии, основанный на личностном опыте. Большое значение в концепции Витакера имеет понятие бессознательного, однако, в отличие от психоанализа, он фокусируется на бессознательном семьи в целом, а не на глубинах индивидуальной психики. Семейная терапия по Витакеру — это "опыт невербального общения в пространстве фантазии".
|
18:38 |
Марина Александровна Бебчук |
Преподаватель, супервизор, врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент (Института интегративной семейной терапии) |
55:17 |
Якоб Леви Морено (1889-1974) |
Психиатр, социолог, создатель психодрамы и групповой терапии. Начав после окончания Венского университета собственную практику, он стал использовать театральные приемы для помощи пациентам. Переехав в Америку, Морено продолжал там развивать свой метод, получивший название психодрамы. Умер он в возрасте 84 лет. Придуманная им эпитафия на его могиле гласит: «Здесь лежит человек, который принес в психотерапию шутку и смех» |
55:24 |
Зерка Теман Морено (1917 – 2016) |
Американский психотерапевт и соучредитель психодрамы. Она была ближайшей коллегой и женой Якоба Леви Морено |
Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Google Podcasts · Скачать
Все эпизоды: Фольклор как перформанс
Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.
Юлия Мариничева — филолог, фольклорист, культурный антрополог. Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»
Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».
Екатерина Михайлова — психолог, кандидат психол. наук (специальность – медицинская психология); директор Института Групповой и Семейной Психотерапии и Психологии; сертифицированный гештальт-терапевт (сертификат 4-х летней программы Института Фрица Перлза, Гамбург); сертифицированный психодраматист (сертификаты Европейской ассоциации психодрамы и учебного центра «Иннерстейдж» в Хьюстоне); cертифицированный практик трансгенерационной психотерапии. Член редакционного совета журнала "Консультативная психология и психотерапия". С 2022 г президент Ассоциации психодрамы ( Россия).