Дмитрий Козлов — историк искусства, кандидат искусствоведения, куратор многочисленных выставок, сценарист культурно-просветительских фильмов. Научные интересы: история искусства и архитектуры ХХ века; спортивная архитектура
Цикл: Дмитрий Козлов. Спортивная архитектура. Символика и типология
Модернизация второй половины ХХ века почти не оставила следов от архаических истоков спорта и стадиона. Нарастающая глобализация сменила статус культурного агента, заказчика спорта. Ими стали корпорации масштабов МОК и ФИФА. Их определение спорта, их требования к организации процесса и пространства стали главными факторами. Стадион в очередной раз меняет свою форму, прямо сейчас, на наших глазах.
Цикл: Дмитрий Козлов. Спортивная архитектура. Символика и типология
Различия западной и восточной моделей были призваны примирить Олимпийские игры. Начало ХХ века связано с появлением принципиально новой системы спортивных состязаний – состязания национальных сборных. Каждая страна, - а многие из государств Европы только что обрели свою независимость, - принялись создавать национальный спорт и национальную спортивную архитектуру. Главным источником для нее была, безусловно, античность, но часто восприятие древности оказывалось своеобразным, и национальные тенденции одерживали верх. Первая половина ХХ века демонстрирует увлечение стадионами как новыми храмами новой постхристианской религии.
Цикл: Дмитрий Козлов. Спортивная архитектура. Символика и типология
Возрождение спорта в Новое время как реконструкции античных прообразов могла бы считаться однозначным явлением, если бы в Британии не появилась игра в мяч на газоне. Эта игра оказалась настолько необычной и настолько популярной, что захватила страны Европы, Америки и Британского содружества. В противовес игре в мяч в Восточной Европе получила распространение гимнастика. Спортивная архитектура на полюсах Европы, соответствовала различиям в культурных установках. Особенности сооружений полей и плацев заслуживают отдельного разговора.
Цикл: Дмитрий Козлов. Спортивная архитектура. Символика и типология
Происхождение спорта и архитектуры стадионов представляет собой сложный узел гипотез, состоящий из общих исторических теорий и конкретного археологического материала. Не вызывает сомнений ритуальная основа спорта в древности и античности. Архитектура пространства спорта является и архитектурой культа. Однако отличия греческой атлетики и римских игр демонстрируют нам первый существенный сдвиг в определении понятия спорта. Греческий стадион и римский амфитеатр обладают радикальными отличиями, в причинах которых нам и предстоит разобраться.