18 января 2022
Серия подкастов, в которой мы говорим о фольклоре и о том, как мы его понимаем, о месте традиционного фольклора в современном искусстве и жизни.
Распространенное убеждение, что русские былины — жанр древний, не совсем справедливо. Последние записи былин делали в 70-80 гг. ХХ века, а, значит, послевоенные поколения могли слушать эти истории от своих бабушек и дедушек. Былинные события относятся к княжеским временам, но последние сказители родились в 1910 гг. Какое им, да и нам, дело до столь древних историй?
07:15 — Знакомые и незнакомые былинные герои: классическая троица богатырей и Садко, а еще Михайло Потык, Чурила Пленкович, Хотенко Блудович;
11:00 — Эпический перформанс: послание «здесь и сейчас» ;
13:07 — Об эпосе в кинематографе: от «Андрея Рублева» до «Матрицы» ;
16:40 — Этос (этические нормы, общие эмоции, привычки думать и поступать) и былинные сюжеты;
24:50 — Русский эпос в отечественном кино: сюжетные инверсии, обаятельные протагонисты и немотивированные поступки героев;
31:00 —Эпические поступки убедительны только в хорошей «постановке»;
34:00— Распространение знания об эпосе среди «культурных элит» и рецепции сюжетов в русской культуре;
40:30 — Фрагмент исполнения былины «Михайло Казарич» (Зап. от Евдокии Александровны Рахманиной, 1903 г.р. в 1976 г.) ;
45: 20 — Мотив о постылом сыне и заботе бабушки-задворенки: от Михайло Казарина до Павла Санаева;
47:20 — Смена общих ценностей как причина исчезновения былин. Эпическое искусство называет вещи своими именами;
50:00 — Трудности публикации былин (внешняя и внутренняя цензура) и трудности перевода эпических сюжетов на киноязык.
Литература:
Фильмы:
,
Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Spotify · Google Podcasts · Скачать
Все эпизоды: Эпос
Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.
Ануш Варданян — российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ – сценарии к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015). Из литературных книга "Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая" (2014), романы "Воск"(2014) и "Мой папа – сапожник и дон Корлеоне".
Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».