«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Эпос. Эпизод # 8

Инна Веселова, Светлана Адоньева, Марина Михайлова

25 марта 2022

Духовные стихи – эпический жанр Великого Поста

 

Духовные стихи до революции 1917 года собиратели записывали вместе с былинами и историческими песнями от одних и тех же сказителей и сказительниц. В дореволюционных публикациях эпоса духовные стихи не отделялись от других эпических форм. При советской власти эпос был пропущен через идеологический сепаратор, в результате чего духовные стихи не издавались, и на долгое время выпали из поля внимания отечественных фольклористов. Эпос стал похож на групповую фотографию, от которой отрезали часть с «неблагонадежными» фигурами. Что же стояло за религиозными сюжетами стихов – личная духовная практика, коллективные теологические искания или священное предание?

 

Участники – Светлана Адоньева, Инна Веселова, Марина Михайлова

 

Тайминг:

00:00 – Духовные стихи исполнялись чаще всего в Великий пост. Популярные сюжеты: об Алексее, человеке Божием, Феодоре Тироне и два стиха о святом Георгии.

10:12 – Духовный стих – это часть поэтического опыта и актуальная религиозная повестка.

15:41 – Духовный стих «Голубиная книга»: вопросно-ответная композиция, гипотезы о происхождении названий.

21:05 – «Находила-то тут туця темная…»: начало стиха и стих о начале начал.

28:03 – Дочки-матери, или Передача эпического знания (история об Аграфене и Марфе Крюковых).

30:45 – Откуда что зачалось и кто всему голова? «Капарис всем древам мати, а плакун-трава всем травам мати…»: чтение стиха. Евангелические символы и визуальный опыт. Борьба Индрика-единорога с царем-львом.

38:36 – Борьба Правды и Кривды, победа последней на белом свете и уход Правды на небеса.

40:39 – Вопросы из популярных сюжетов духовных стихов: о христианском смирении, свободном выборе и глубине мира.

48:24 – Иномирное, точка разрыва и опыт переживания.

54:45 – Исполнение духовных стихов как личная религиозная практика в старообрядческой среде.

57:51 – «Тайная милостыня». Сохранение опыта, который неотменяем.

 

Литература:

  • Марков А.В. Беломорские былины, записанные А. Марковым. М., 1901
  • Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
  • Веселова И.С. «Каталог жизненных трудностей русского человека (по корпусу фольклорной несказочной прозы, записанной в конце ХХ — начале ХХI вв. в деревнях Русского Севера)» лекция в рамках 115 заседания семинара «Языки психиатрии» https://youtu.be/HDDEk9GUzlI
  • Адоньева С.Б. Опыт "поля" в дневниках исследователей Русского Севера// http://www.pragmema.ru/ru/svetlana-adoneva.-opyt-polya-v-dnevnikakh
  • Веселовский А.Н. «Разыскания в области русских духовных стихов» («Записки 2-го отделения Академии наук», с 1879 г.)

 

Слушать

Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Spotify · Google Podcasts · Скачать

Все эпизоды: Эпос

Лекторы

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Марина Михайлова — доктор философских наук, филолог, философ, переводчик. Профессор РХГА, автор и ведущая радио «Град Петров». Автор научных статей и монографий, среди них: "Эстетика молчания" (2009, 2011), "Эстетика классического текста " (2012), «Прощение: как примириться с собой и другими» (в соавт. с М. В. Архиповой, 2017).