25 марта 2022
Духовные стихи – эпический жанр Великого Поста
Духовные стихи до революции 1917 года собиратели записывали вместе с былинами и историческими песнями от одних и тех же сказителей и сказительниц. В дореволюционных публикациях эпоса духовные стихи не отделялись от других эпических форм. При советской власти эпос был пропущен через идеологический сепаратор, в результате чего духовные стихи не издавались, и на долгое время выпали из поля внимания отечественных фольклористов. Эпос стал похож на групповую фотографию, от которой отрезали часть с «неблагонадежными» фигурами. Что же стояло за религиозными сюжетами стихов – личная духовная практика, коллективные теологические искания или священное предание?
Участники – Светлана Адоньева, Инна Веселова, Марина Михайлова
Тайминг:
00:00 – Духовные стихи исполнялись чаще всего в Великий пост. Популярные сюжеты: об Алексее, человеке Божием, Феодоре Тироне и два стиха о святом Георгии.
10:12 – Духовный стих – это часть поэтического опыта и актуальная религиозная повестка.
15:41 – Духовный стих «Голубиная книга»: вопросно-ответная композиция, гипотезы о происхождении названий.
21:05 – «Находила-то тут туця темная…»: начало стиха и стих о начале начал.
28:03 – Дочки-матери, или Передача эпического знания (история об Аграфене и Марфе Крюковых).
30:45 – Откуда что зачалось и кто всему голова? «Капарис всем древам мати, а плакун-трава всем травам мати…»: чтение стиха. Евангелические символы и визуальный опыт. Борьба Индрика-единорога с царем-львом.
38:36 – Борьба Правды и Кривды, победа последней на белом свете и уход Правды на небеса.
40:39 – Вопросы из популярных сюжетов духовных стихов: о христианском смирении, свободном выборе и глубине мира.
48:24 – Иномирное, точка разрыва и опыт переживания.
54:45 – Исполнение духовных стихов как личная религиозная практика в старообрядческой среде.
57:51 – «Тайная милостыня». Сохранение опыта, который неотменяем.
Литература:
Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Spotify · Google Podcasts · Скачать
Все эпизоды: Эпос
Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».
Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.
Марина Михайлова — доктор философских наук, филолог, философ, переводчик. Профессор РХГА, автор и ведущая радио «Град Петров». Автор научных статей и монографий, среди них: "Эстетика молчания" (2009, 2011), "Эстетика классического текста " (2012), «Прощение: как примириться с собой и другими» (в соавт. с М. В. Архиповой, 2017).