«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Евгения Хаздан

Евгения Хаздан — этномузыколог, кандидат искусствоведения, музыкальный критик. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Принимала участие в организации ряда культурных проектов, в том числе Международного семинара традиционной музыки восточноевропейских евреев «Клезфест в Петербурге», семинаров «Искусство и традиция» («Новая еврейская школа»), исследовательского семинара «Среды в Российском Институте Истории Искусств» и др. Сфера научных интересов Е. Хаздан включает с одной стороны традиционную музыкальную культуру восточноевропейских евреев, с другой — явления и процессы современной музыкальной жизни. Особое внимание уделяет новым сочинениям петербургских композиторов.

В 1955 году в журнале Советская музыка появилась первая статья о "еврейском" сочинении Дмитрия Шостаковича. Со временем исследователи стали говорить об особом месте еврейской темы в творчестве композитора, выявлять характерные черты в его камерных и симфонических произведениях. Сам он говорил, что заинтересовался миром еврейского фольклора благодаря одному из своих учеников, Вениамину Флейшману, однако главным источником впечатлений были театральные постановки 1920-1930-х годов.

Подробнее…

«Сладкая жизнь», «жгучий стыд», «горькая правда», «кислый вид» — выражения, в основе которых «вкусовые» эпитеты, но мы воспринимаем их только в переносном смысле. Когда речь идет о «вещах невидимых», культура может опираться на разные каналы восприятия. В еврейской традиции существуют ритуалы, во время которых вкусовые ощущения призваны закреплять знание текста, так что участники в буквальном смысле слова ощущают горечь рабства или сладость учения.

Подробнее…

Пять линеек и нотные знаки — весьма позднее изобретение. Такая запись кажется удобной, хотя раньше мелодию фиксировали иначе. Однако порой звучание закрепляется иными способами, некоторые из них сохраняются веками, другие возникли совсем недавно.

Подробнее…

Голос Нехамы Лифшицайте был голосом «оттепели», для многих её появление на эстраде стало надеждой на возрождение культуры. Её индивидуальная манера исполнения еврейских песен отличалась от того, к чему привыкли советские слушатели, знакомые песни стали звучать в её исполнении по-новому.

Подробнее…

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был создан М. П. Мусоргским в память о его друге, архитекторе Викторе Гартмане. До нашего времени сохранилось всего шесть акварелей, которые специалисты связывают с выставкой, вдохновившей композитора. Пьесы обычно трактуются как «музыкальные иллюстрации». В рукописи Мусоргского пьеса была озаглавлена по-другому, и само прочтение ее может быть совершенно иным. Попробуем реконструировать авторское звучание. Это можно сделать лишь зная взаимодействие двух планов традиционной культуры — молитвы и хасидского напева, несомненно хорошо известных композитору.

Подробнее…