По Ф. Ницше история принадлежит живущему в трояком отношении: как существу деятельному и стремящемуся, как существу охраняющему и почитающему и как существу страждущему и нуждающемуся в освобождении. Тройственности отношений соответствует тройственность родов истории. Монументальной историей он называл комплекс сюжетов, воспевающих идеальные события прошлого, недостижимые идеалы, необходимые для побуждения слушателя к действию. Сама их идеальность, однако, практически закрывает от человека возможность прикоснуться к истории и сделать её частью своего личного прошлого. Антикварная история «принадлежит тому, кто охраняет и почитает прошлое, кто с верностью и любовью обращает свой взор туда, откуда он появился, где он стал тем, что он есть; этим благоговейным отношением он как бы погашает долг благодарности за самый факт своего существования. Заботливой рукой оберегая издавна существующее, он стремится сохранить в неприкосновенности условия, среди которых он развился, для тех, которые должны прийти после него, — и в этом выражается его служение жизни». Третий род истории — критический: «так как мы непременно должны быть продуктами прежних поколений, то мы являемся в то же время продуктами и их заблуждений, страстей и ошибок и даже преступлений». Жизненный мир обеспечивается непрерывностью опытного знания, транслируемого от поколения к поколению посредством комплекса повседневных дел и привычек. Отчуждение от коллективного опыта, происходившее на территории бывшей Российской империи после событий 1917 года, освободило место для «монументальной истории», т.е. идеологии, в ущерб антикварной истории «существа охраняющего и почитающего». Однако в недоступных для контроля местах — в детской комнате, на даче, на чердаке, в семейной переписке или в фотоальбоме — сохранились нити, связывающие ныне живущих с их предками, очевидцами событий «монументальной истории». И оказывается, что очевидцы запоминали что-то своё и давали происходящему тогда свою — не снабжённую идеологией — оценку. Цель курса - обращение к антикварной истории – истории-памяти. Путь, который мы избрали – изучение семейных реликвий.
Разработан при поддержке Фонда президентских грантов (фонд поддержки проектов в области образования) в рамках сетевых проектов «Межрегиональной школы наставников»
07 сентября 2020, начало в 15:30
В узнавании всегда участвует что-то, что было в прошлом: мы опознаем только то, что различаем : наш опыт не свободен. Он был задан высказываниями и действиями других людей, которые совершали какие-то операции и тем самым обнаруживали объекты в их связях и отношениях. Старые фотографии, в которых, казалось бы, запечатлена история, обнаруживают несовпадение опыта, смысл, возникающий из-за этого сдвига, делает различимым то, в чем мы находимся сейчас.
23 сентября 2020, начало в 15:30
Опыт программы «Экспедиция» в Ленинградской области в рамках тренинга для подростков «Вызов» в 2020 году. В рамках лекции мы в общих чертах расскажем о тренинге "Вызов" и более подробно о программе "Экспедиция". Мы поделимся опытом проведения нескольких полевых экспедиций летом 2020 года в Ленинградской области, обсудим примеры результатов подростковых проектов (документальный фильм, сайт, статья, путеводитель), принципы работы наставников проекта и опыт участников тренинга. Семинарская часть посвящена интерактивной работе с несколькими инструментами, которые могут быть полезны при проведении экспедиций и других исследовательских тренингов с подростками.
30 сентября 2020, начало в 15:30
Рассказывая о семье, современные россияне говорят о любви и привязанности, о заботе и попечении, а также об обидах и ссорах, то есть говорят о чувствах. И совсем не говорят и, очевидно, даже не думают о социальном порядке, который определяет семья: совсем не говорят о собственности и подчинении. Хотя имущество человека, его материальное состояние, – это именно то, что с семьей связано напрямую, а главенство определяет порядок семьи. Именно в семье человек осваивает навыки иерархии: кто, кому и на каких основаниях должен подчиняться, а также кто, за кого и на каких основаниях должен отвечать. Мы рассмотрим отношения собственности и иерархии в исторической динамике структуры российской семьи.
07 октября 2020, начало в 15:30
Чтобы получить письмо, нужно чтобы кто-то его написал и адресовал Вам. Этим письмо из прошлого не отличается от обычных писем. Но как же из прошлого можно достучаться до будущего адресата? Ведь авторы с будущим не знакомы. Однако многое, что делают люди в своей жизни — пишут дневники, рисуют, фотографируют, собирают коллекции, сохраняют альбомы, строят дома, — они делают для будущего, чтобы о них узнали их потомки. Так что наша задача — найти «почтовый ящик», где хранятся эти сообщения. Попробуем включить воображение и поискать послание. Присмотреться к старым, всегда бывшим вещам в доме, расспросить о людях на семейных фотографиях, полистать архивные документы и перебрать домашние реликвии и старые елочные игрушки. Или спросить, откуда рецепт всеми любимого бабушкиного пирога. Прошлое оживет и заговорит семейными историями
14 октября 2020, начало в 15:30
Знакомство с краеведческими энциклопедическими проектами, созданными в формате электронных справочников: «Российская повседневность», «Виртуальный музей ГУЛАГа», «Театральные музеи и архивы России и русского зарубежья», электронные энциклопедии Петербурга, Сахалинской области, Пермского края, краеведческие проекты архивов и многие другие.
21 октября 2020, начало в 15:30
Центральное Бюро Краеведения было создано в 1922 г. по решению 1-й Всероссийской конференции научных обществ по изучению местного края при академии наук. Оно имело отделения в Ленинграде и Москве. В составе Ленинградского отделения бюро работали библиографическая и фото-краеведная секция (председатель Н. Н. Павлов-Сильванский), экскурсионно-экспедиционная секция (председатель Б. А. Федченко), фенологическая секция (председатель Д. О. Святский), секция охраны природы, памятников искусства, быта и старины (председатель П. Е. Васильковский), библиотека (руководитель С. Ф. Ольденбург). ЦБК издавало журнал «Краеведение», бюллетень «Известия ЦБК», справочную и методическую литературу. В 1930 ЦБК координировало деятельность более чем 2,3 тысяч краеведческих организаций и экскурсионных станций, под его руководством проходили Всероссийские краеведческие конференции и конкурсы, разрабатывались образовательные программы, краеведы И. М. Гревс, Н. П. Анциферов и другие разработали концепцию «гуманитарного краеведения», в котором местность и город рассматривались как «собирательная личность
07 ноября 2020, начало в 15:30
В структуре семейного архива, наряду с вещами и документами, фотография занимает особое место. Они могут храниться в альбомах, в коробках, в рамках на стене. Семейная фотография долгое время была репрезентацией семьи по отношению к обществу, такова дореволюционная семейная фотография. Навыки чтения таких репрезентаций открывают путь к пониманию семьи как института.
11 ноября 2020, начало в 15:30
ВСемиотика крестьянского дома обусловлена несколькими взаимосвязанными факторами. Во-первых, тотальной значимостью жилища для всего круга крестьянского жизни. Во-вторых, «своедельностью» жилища: как прежде, так и сейчас дом обыкновенно возводится вложением телесных усилий и навыков самих его будущих жильцов, до относительно недавнего времени даже размеры дома были антропометрически сообразованы. Наконец, важнейшей чертой деревенского дома является взаимозависимость его пространственных и социальных структур: пространственная организация деревенского дома — расположение предметов интерьера, их взаимная ориентация, смысл и назначение функциональных зон и пр. — не просто насыщена социальными значениями, но однозначным и единообразным образом связана со структурой семьи
14 ноября 2020, начало в 15:30
«Домой» — это фильм-эссе, основанный на трансляции с городских камер видеонаблюдения Петрозаводска и личных воспоминаниях семьи автора. Летом 2020 года наша семья планировала собраться в Петрозаводске для празднования 90-летнего юбилея моего дедушки Владимира Михайловича Федорова. В ситуации мировой пандемии это оказалось невозможно, что натолкнуло меня на размышления об альтернативных способах оказаться ближе. Камеры видеонаблюдения, установленные в публичных местах с целью контроля и транслирующие столь будничные и рутинные картинки оживленных перекрестков, отделений банков и остановок общественного транспорта, в этом фильме выступают в роли декораций для повествования о личном. На онлайн-трансляцию наложена звуковая дорожка, в которой автор делится семейными воспоминаниями о родном городе. Текст написан на основе аудиозаписей бесед с близкими, собранных художником за десять лет. Поскольку трансляция с публичных камер наблюдения идет в режиме реального времени— каждый просмотр уникален. При этом, рассказанная история всегда одна и та же. Зрители увидят разную картинку, но это по-прежнему будет один и тот же фильм, ведь место действия, рассказ автора и структура монтажа останутся неизменными. Так художник исследует связь между воспоминанием и реальностью. В фильме «Домой» границы понятия «здесь и сейчас» размываются, а конкретное место и время становятся лишь визуализацией памяти.
18 ноября 2020, начало в 15:30
В наших домах, на полках или в шкафах, в шкатулках или коробочках хранятся вещи, которые в семьях передаются из поколения в поколение. Наши деревенские бабушки тоже собирали свои особые коллекции в сундуки и короба. Это были платки, шали, сарафаны и другие тканевые изделия. Такие коллекции назывались собойным: одежда оттуда предназначалось не только для ношения, но и для хранения и дальнейшей передачи (одаривания) своим дочерям и невесткам. Вместе с вещами передавались и истории о них. О памятных вещах и особых практиках памяти в деревнях и городе мы и будем говорить на нашей лекции
Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.
Федор Веселов — социолог, социальный антрополог. Аспирант факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Участник прикладных и академических проектов по исследованиям города. В частности, разработка технического задания для парка «Тучков буян» в Санкт-Петербурге (2019), участие в работе исследовательского проекта Фонда Потанина «Культура счастья» (2019 — настоящее время), менеджер регулярного научного семинара «Антропология города и городской фольклор» в Европейском университете в Санкт-Петербурге (2018 — настоящее время). Опытный наставник тренинга для подростков «Вызов» (с 2017 года), наставник программ проекта в Минске, Казани и Ленинградской области. Бакалавриат Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге по социологии (2015). Магистратура Европейского университета в Санкт-Петербурге по социологии (2017), Магистратура Центрально-Европейского университета в Будапеште по Социологии и социальной антропологии (2018).
Александра Бармина — социолог, социальный антрополог. В 2015 году окончила Высшую школу экономики по специальности «Социология», в 2018 — магистратуру Центрально-Европейского университета в Будапеште по социологии и социальной антропологии. С 2019 года студентка Европейского университета в Санкт-Петербурге. Участвовала в различных исследовательских проектах в НИУ ВШЭ СПб и Европейском университете. С 2013 по 2018 методист образовательной программы и преподаватель английского языка в лингвистическом лагере «Хаглар», с 2017 по 2018 — преподаватель русского языка для детей-билингвов в Русской гимназии (Будапешт). Наставница на исследовательских экспедициях программы для подростков «Вызов».
Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».
Татьяна Мерсадыкова — Заместитель генерального директора Компании АЛЬТ-СОФТ Информационные и коммуникационные технологии, к.т.н. Родилась и живет в Петербурге. Координатор проектов по внедрению информационных технологий в учреждениях культуры и по созданию открытых информационных ресурсов архивов, музеев, библиотек.
Седрик Пернетт — доктор славистики, доцент Парижского университета — Sorbonne Université. Область интересов — история российского краеведения и российского музейного мира.
Алина Акаефф — историк фотографии, военный историк, генеалог. Автор книг: «Фотографы и фотоателье Владикавказа Том 1, 1860-1940».– Владикавказ: Харизма, 2014, «Виды Терской области. Владикавказ 3D» — Владикавказ, 2020, электронных энциклопедий «Потерянная Осетия», «След войны», «Владикавказский музей кино и фотографии», а также ряда научных публикаций по истории фотографии. Автор фотографических выставок, связанных с историей семьи: «Не стыдитесь наших лиц», «Осетия Константина Щебровского» и др. Заслуженный работник культуры республики Северная Осетия-Алания.
Людмила Старилова — Cпециалист по изучению и популяризации предметов музейного фонда РОСФОТО, историк фотографии, автор и куратор ряда выставочных проектов, связанных с семейными фотографиями. Автор научных публикаций по истории Санкт-Петербурга и отечественной фотографии.
Андрей Степанов — фольклорист, культурный антрополог. Родился в Ленинграде в 1972 г. В 1996 году окончил СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В 2008 году окончил исторический факультет СПбГУ. Антрополог. Сотрудник филологического факультета СПбГУ, куратор тематических Интернет-ресурсов: www.folk.ru, www.folk.spbu.ru, www.pragmema.ru, сотрудник АНО «Пропповский центр». Область научных интересов: этнофеноменология Русского Севера, антропология пространства; визуальная антропология и др. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.
Павел Ротц — Медиа художник. Родился и вырос в Петрозаводске (Россия). Затем переехал в Санкт-Петербург и поступил художественно-промышленную академию им. А.Л. Штиглица. Учился в Институте современного искусства PRO-Arte, а затем в Academy of Fine Arts Helsinki. В своем творчестве Павел исследует коллективную и личную память, культурную идентичность и положение человека в историческом контексте. Участник дуэта SASHAPASHA