Когда: 20 апреля 2014, начало в 15:30
Где: Михайловский театр, Театральная гостиная «Площадь искусств»
В любом изображении мы видим, прежде всего известное нам и различаем то, научены различать. Однако глаз современного человека фиксирует и вычленяет не всегда то, что было главным для создателя иконы, зачастую не замечая то, что могло быть изначально смыслообразующим. Поэтому «медленное чтение» оказывается весьма актуальным для интерпретации образа — сам строй иконописи нуждается в таком комментарии.
Телесность оказывается одним из залогов существования образа. Без нее невозможна иконопись: она — про преображенную плоть. Испуг младенца, умиление матери, жест дружеской поддержки приобретают глубокое значение в художественном языке изображения. Воздетая рука — это благословление или призыв к вниманию? Описывая иконы, часто говорят о «застылых позах» или «застывшем взгляде». Имеем ли мы право утверждать, что действительно понимаем их пластику? Но есть жесты, которые мы даже не замечаем. Таков «захват запястья»: изначально связанный с миром иным, он также означает переход − от смерти к жизни, от болезни к здоровью...
Жест становится символом, значение которого прочитывается в памятниках древнего искусства.
Полная программа: «Прагмема» в Михайловском. Весна 2014
Лана Иванова — филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта (Ганновер); проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет (США), в обществе «Икона» (Германия). Автор статей по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.