Лана Иванова — филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта (Ганновер); проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет (США), в обществе «Икона» (Германия). Автор статей по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.
Третья лекция связана с центральным событием религиозного календаря. Некоторые сюжеты этого цикла изображались в раннехристианском искусстве, а другие появились в искусстве проторенессанса. Особую тему представляет визуальное сопоставление евангельских сюжетов с сюжетами Ветхого завета. Мы увидим миниатюры Реймсского миссала, алтарь Николая Верденского, фрески и иконы XIV-XV вв.
На второй лекции мы будем разбираться, как изображаются двунадесятые праздники. Предметом нашего внимания станут фрески VII в. в Италии, византийские мозаики XI в. на территории современной Греции, грузинские мозаики и древнерусские фрески. Почему рядом со сценой Рождества оказываются текущие реки – и где еще в храмовой топографии можно их увидеть? А есть ли они в оформлении рукописей? Внимательное изучение только множит вопросы: почему в сюжете Сретения младенец то тянет ручки к старцу Симеону, то плачет при виде него? Почему в Преображении сияние славы вокруг Христа может быть черным? Почему в сцене Благовещения в руках Марии белый плат?
При всем разнообразии раннехристианских изображений можно сказать, что сцены в алтарной апсиде представляют один и тот же сюжет. Рассмотрим фрески римских катакомб, вглядимся в мозаики Рима, Равенны и Салоник, изучим внимательно памятники II-VII вв. Какие евангельские или библейские события мы видим в раннехристианском искусстве? Как изображаются святые – и только ли святые удостаиваются такой чести?
Цикл: Прагмема в БДТ им. Г.А. Товстоногова: Эпоха просвещения (ОСЕНЬ 2018)
Празднование юбилея предписывается в Ветхом Завете: юбилейный год установлен в Библии, и установлен непосредственно велением Господа, в откровении Моисею. Это особенное, священное время, когда прекращаются многие обыденные действия. Начало юбилейного года провозглашается звуками особого духового инструмента – шофара йовела. Шофар – ритуальный духовой инструмент, появившийся еще в Ветхом Завете и до настоящего времени занимающий важное место в синагогальных обрядах. Христианское средневековое искусство замкнуто совсем в другой традиции. Тем не менее существуют все данные для того, чтоб говорить об иконографии шофара в искусстве Европы, Византии и христианского Востока.
В изобразительном искусстве Возрождения женские образы получают новые трактовки. Эти трактовки прежде всего отразились в выборе сюжетов картин. Возникает ряд античных, библейских и новозаветных сюжетов, позволяющий художникам показать женщин, способных как на подвиг, так и на злодейство.
В культуре Cредневековья символами могут становиться конкретные исторические реалии. Флаг, являясь изначально воинским знаком, вошел в религиозное искусство и стал восприниматься в его контексте как символ.
Роспись храма можно рассматривать как композицию словесного произведения. «Точка зрения» − место взаимодействия организованного пространства и человека, находящегося в нем; эта позиция задается архитектурой и декорацией. Поискам ответа на вопрос, какая роль отведена нам, входящим в храм, как наша активность подчинена архитектурным и художественным формам, и будет посвящена лекция.
В любом изображении мы видим, прежде всего известное нам и различаем то, научены различать. Однако глаз современного человека фиксирует и вычленяет не всегда то, что было главным для создателя иконы, зачастую не замечая то, что могло быть изначально смыслообразующим. Поэтому «медленное чтение» оказывается весьма актуальным для интерпретации образа — сам строй иконописи нуждается в таком комментарии.