«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Мария Вольфсон

Мария Вольфсон — искусствовед, филолог, преподаватель Петербургского Института Иудаики, сотрудник центра "Петербургская иудаика" Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор научных публикаций по истории художественной критики еврейскому искусству авангарда, истории иллюстрированной детской книги в СССР, московскому концептуализму. Переводчик.

В этой лекции мы окончательно покинем плоскость картины и рамки контррельефов. На примере творчества Эль Лисицкого, Александра Родченко, Константина Мельникова, Ивана Леонидова, Владимира и Георгия Стенбергов посмотрим, кому из архитекторов удалось выйти на улицы новой страны, а кто оставил свои строения только на бумаге. Какими конструкциями предполагалось заполнить пространства этих домов и как с помощью дизайна стула задумывали воспитать новых граждан страны Советов.

Подробнее…

Желание выйти “за рамки” в авангардном искусстве приобретает буквальное воплощение. Плоскость картины становится тесной и скучной, постепенно к картине добавляется объём и она выползает не только за пределы рамы на стену, но и за пределы стены, становясь практически скульптурой и пробуя новые необычные формы объемности. Что такое контррельефы Владимира Татлина? Проследим, как от кубизма к супрематизму и ПРОУНу (Казимир Малевич, Эль Лисицкий) «воплощалась» живопись.

Подробнее…

Всегда были художники, которые интересовались современной наукой: психологией, космосом, разрабатывали теории цвета, видения, звуков. Научные теории начала ХХ века отразились и в абстрактных полотнах, и в иллюстрациях детских книг. Когда в техническом прогрессе и мировых катастрофах утрачиваются необходимость и возможность изображать окружающее “похоже”, с помощью кисточки и карандаша мы “обретаем глаза” для абстрактной живописи. Но так ли она абстрактна? Ведь что может быть реалистичнее увеличенного изображения клетки крови в микроскопе или фрагмента неба во весь холст. Как смотрели на мир и что видели Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Михаил Матюшин и художники русского происхождения Парижской школы - Леон Закс, Серж Поляков, Сергей Шаршун, Соня и Роберт Делоне, Захар Рыбак?

Подробнее…

Художник, желающий отказаться от принципов старого искусства, нуждается в новом источнике вдохновения. ХХ век постепенно начинает замечать тех, кто прежде практически не влиял на художественную жизнь в мастерских и салонах: детей и народных мастеров. Теперь художник обращается к детским рисункам, к уличным вывескам, кладбищенским памятникам, расписным прялкам и средневековым иконам, восторгается ими и цитирует в своих работах. К новым творческим ресурсам обращались Наталия Гончарова, Кузьма Петров-Водкин, Василий Кандинский, Марк Шагал.

Подробнее…