Ольга Светлакова — филолог-романист, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, автор статей и монографий, посвященных испанской литературе Средних веков и Возрождения, поэтике и типологии европейской литературы, творчеству Мигеля де Сервантеса. Четыре лекции из истории западноевропейской литературы построены не столько по историческому, сколько по нормативному принципу: они освещают феномены четырёх великих литературных личностей — Данте, Рабле, Сервантеса и Шекспира. Каждый из них представляет собой ярчайшее проявление национального литературного процесса в своей стране и одновременно культурный канон всеевропейского Нового времени.
#5 Мигель де Сервантес как драматург (04 декабря 2020)
Австронезийцы, великие мореплаватели, заселившие Филиппины, Индонезию, Малайзию и оСемнадцатый век в европейской культуре был ареной борьбы классицизма и барокко – двух противоположных с виду, но при этом взаимозависимых и сотрудничавших эстетик. По сути, речь шла о двух разных мировоззренческих основаниях познания. За классицизмом были картезианский рационализм, жажда ясности и ценность просветленной, точно выверенной гармонии; за барокко – неукротимость познавательного порыва, когда нельзя обойтись одним разумом, когда мир видится бесконечно большим, чем наши усилия его понять, и тем не менее, и вопреки этому, или именно поэтому барокко бросает вызов непознанному нами миру. Барокко при всем своём скептицизме не приводит ни к вялому релятивизму, ни к агностицизму, а порождает в своих лучших образцах особую, новую художественную дерзость, созвучную новейшему времени.
Цикл: Прагмема в БДТ им. Г.А. Товстоногова: Эпоха просвещения (ОСЕНЬ 2018)
Феномен театра в культуре изумляет неистребимой силой, разнообразием и стойкостью – возможно, вследствие своей причастности к глубинным, изучаемым лишь антропологами слоям человеческого. Его несомненная причастность к сакральности, огонь которой по сей день не угасает в лучших современных театральных проявлениях, и к игре, абсолютно необходимой для человека, а также его познавательная мощь делают театр универсальной силой культуры. Никогда не исчезая совсем, он, однако, прошёл в Европе долгий путь, претерпев множество перемен и обновлений. Лекция очень кратко и обобщённо освещает отдельные важные этапам этого пути: античную драму, эволюцию средневековых драматических форм в ренессансный профессиональный театр, испанский театр Золотого века, английскую елизаветинскую драму, классицистический французский театр, театр романтизма, отражения в драме натуралистической и символистической эстетики; упоминаются некоторые влиятельные для ХХ века режиссёрские школы.
Цикл: Ольга Светлакова. Западная литература. Классический канон
Бессмертный бард, Стрэдфордский лебедь, автор «Гамлета» — Уильям Шекспир (1564-1616) не только самый знаменитый из драматургов Европы, но и объективно самый значимый из них. Для современного сознания европейца он воплощает самую суть театра и театральности и уже поэтому не может не порождать бесчисленные мифы вокруг своей творческой личности и каждого из текстов (и без того филологически очень трудных по своей природе). Но, вопреки лавине разноречивых комментариев, сквозь плотную завесу времени, в токсичном чаду капризной мифологизации — гений Шекспира пребывает нетленным и остро нам необходимым.
Цикл: Ольга Светлакова. Западная литература. Классический канон
Мигель де Сервантес Сааведра (1547 — 1616) — самый известный испанский писатель и самый влиятельный эпик Нового времени: он создал жанр современного романа, написав «Дон Кихот» — двухчастное новаторское повествование особого пародийного рода, книгу, оказавшую особенное влияние на русскую литературу. Затмеваемые этой огромной влиятельностью «Дон Кихота», часто оказываются забытыми, а то и плохо освоенными остальные сервантесовские литературные труды, а также его героическая личность, исполненная чисто испанского стоицизма и трагической мужественности.
Цикл: Ольга Светлакова. Западная литература. Классический канон
Рабле (1496 — 1553) — ренессансная титаническая личность: он был врачом и богословом, учёным гуманистом, остроумцем, глубоким философом, юристом, педагогом, переводчиком, гурманом и кулинаром. Неукротимость духа и литературный гений привели Рабле к созданию книги, сокращённо называемой по-русски «Гаргантюа и Пантагрюэль». Больше полувека назад автор лучшего исследования о ней, русский мыслитель М.М. Бахтин, сказал, что она нами почти не понята. С тех пор мало что изменилось, меж тем как отважная и блистательная поэтика Рабле не только новаторски прокладывает дорогу роману Нового времени, но и вразумляет нас, неожиданно проявляя острую актуальность.
Цикл: Ольга Светлакова. Западная литература. Классический канон
Данте Алигьери (1265 — 1321), великий тосканец, стоящий у истоков современных итальянских языка и литературы, автор «Божественной комедии», в которой средневековая эпоха получила свой высший синтез, был и первым человеком современной гуманистической культуры, во многом предвосхитив ренессансные тенденции. Поэт с огромным общественным темпераментом, достойным древнего римлянина, христианский мистик и схоласт, учёный космограф и языковед, неоплатоник и, вполне возможно, тамплиер — Данте представляет собой целый мир, в котором являет себя само время европейской истории.
Рабле — ренессансная титаническая личность: он был врачом и богословом, учёным гуманистом, остроумцем, глубоким философом, юристом, педагогом, переводчиком, гурманом и кулинаром. Неукротимость духа, возвысившая его над эпохой религиозных распрей и поссорившая с Сорбонной и Папой римским, и его литературный гений привели Рабле к созданию книги, сокращённо называемой по-русски «Гаргантюа и Пантагрюэль». Больше полувека назад автор лучшего исследования о ней, русский мыслитель М.М.Бахтин, сказал, что она нами почти не понята… С тех пор мало что изменилось, меж тем отважная и блистательная поэтика Рабле не только новаторски прокладывает дорогу роману Нового времени, но и многому нас вразумляет, неожиданно проявляя острую актуальность.
Острота и сила сервантесовской мысли ставят его теорию драмы в ряд лучших ренессансных поэтик, а своеобразие его высказывания в том, что оно сделано на языке «противника»: в форме цикла пьес.