Когда: 11 июня 2015, начало в 13:00
Где: Музейно-выставочный Центр РОСФОТО
Тематические разделы выставки — «Бабушки и внуки», «Подружки», «Друзья-товарищи», «Драматургия трапез и застолий», «Ритуалы перехода», «Ближний круг», «Объятия», «Позоряне»: свидетели, зеваки и сочувствующие» — составят предмет разговора на круглом столе «Быть вместе: пластика общих чувств», который состоится в день открытия выставки 11 июня 2015 г. в 13.00.
Приглашенные участники круглого стола, — филологи, кинорежиссеры, фотографы, психологи, антропологи, кураторы:
Элизабет А. Уорнер, Станислава Смагина, Олег Николаев, Вадим Лурье, Марина Разбежкина, Денис Клеблеев, Светлана Адоньева, Инна Веселова, Захар Коловский, Илья Обухов, Наталья Клапунова, Ксения Сергеева, Татьяна Шигида, Анастасия Тиханова, Алексей Тиханов, Михалина Грусман, Игорь Лебедев, Родион Атулин, Елизавета Воробьева, Нина Савченкова, Дарья Туминас, Светлана Иванова, Лилия Матвиевская, Юлия Мариничева, Андрей Степанов, Александра Скочиленко.
В любительских фотографиях Юрия Александровича Галева (1929 — 2006), учителя из села Вожгора Архангельской области, чей архив составил основу выставки, явлена повседневность, которая отчасти уже стала историей, но взгляд в прошлое находит в нем узнаваемые черты сегодняшнего дня. Отношения между людьми созидаются посредством жестов, взглядов, рукопожатий и объятий, совместных трапез и общих дел. И все это доступно нашему наблюдению.
В выборе фотографий для выставки — особая цель: посредством изображения представить пластику тех человеческих отношений, наследниками которых мы — жители современной России — являемся. Внимание к человеческим отношениям, запечатленным в фотографии, — один из способов увидеть и понять самих себя. А доступ к собственной культурной памяти − одно из наиболее важных условий адекватного понимания настоящего и создания будущего, как личного, так и общего.
АНО «Пропповский центр» занимается изучением и популяризацией культурного и социального наследия России, в первую очередь - в его отношении к современной ситуации (художественной, культурной, социальной и политической). Одно из направлений деятельности Центра − полевые исследования. В 2012 году, во время работы в с. Вожгора, мы обратили внимание на фотографии, которые лежали вместе с вырезками из газет и журналов за печью в нашем доме. Мы заинтересовались личностью фотографа, и тогда родственники Ю.А. Галева отдали нам старые пленки, которые сохранились на чердаке его дома. Их оказалось более пятисот и многие в хорошем состоянии. Теперь их электронные копии составляют отдельную тематическую коллекцию электронного архива «Российская повседневность», созданием которого Пропповский Центр занимается более 15 лет. Выставка призвана показать одно из очень важных качеств российской повседневности − способность людей создавать, поддерживать и демонстрировать приватные, не санкционированные «сверху», родственные и дружеские связи. Как отмечал Пьер Бурдье, большинство бытовых фотографий выражают, независимо от внутренних установок фотографа, систему схем восприятия, мышления и ценностей, общую для всей группы. Мы хотим показать фотографии, в которых явлено единство ценностей сообщества и ценностей фотографа: Ю.А. Галев был членом тех групп, которые запечатлены на его фотографиях. В их жестах, позах и взглядах мы узнаем ценности, схемы восприятия и установки, которые нам близки, нам знакома отраженная в этих фотографиях пластика общих чувств.
Российский филолог, фольклорист, антрополог. С 1989 года преподает на кафедре истории русской литературы СПбГУ. Создатель одного из первых научно-информационных ресурсов (1998), посвященных российской традиционной культуре и современным символическим практикам: www.folk.ru. Автор научных публикаций и книг, в том числе «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2004), «Символический порядок» (2011). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». С 2011 г. руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Лауреат премии Американского фольклорного общества и приза женской ассоциации Американского фольклорного общества имени Кёнгаз-Маранда за лучшую книгу по фольклору 2013 года (Laura J. Olson and Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Rural Women: Tradition, Transgression, and Compromise).
Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ, руководитель фольклорно-антропологических экспедиций СПбГУ на Русский Север, председатель правления АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель ряда научных и культурных проектов, поддержанных грантами российских и международных фондов, среди них − «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век». Автор многочисленных научных публикаций, редактор и составитель нескольких коллективных монографий и сборников статей, в том числе «Современный городской фольклор» (2003), «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). Автор и разработчик серии образовательных продуктов «Русская глиняная игрушка». С 2011 г. со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».
Историк, антрополог. Сотрудник филологического факультета СПбГУ, куратор тематических Интернет-ресурсов: www.folk.ru, www.folk.spbu.ru, www.pragmema.ru, сотрудник АНО «Пропповский центр». Область научных интересов: этнофеноменология Русского Севера, антропология пространства; визуальная антропология. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.
Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север.
Философ, психолог, доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, доктор философских наук. Доцент кафедры онтологии и теории познания Философского факультета СПбГУ . Заведующая кафедрой философии и психоаналитической критики Восточно-Европейского института психоанализа. С 2006 года – руководитель профиля подготовки «Кино и видео» на программе «Искусства и гуманитарные науки» в Смольном институте свободных искусств и наук СПбГУ.
Фриланс-исследователь и фотограф, получила свою первую магистерскую степень в Санкт-Петербургском государственном университете в 2010 с дипломной работой, посвященной любительской фотографии. В 2011 закончила магистерскую программу «Теория кино и фотографии» в Лейденском университете с дипломом, рассматривающим нарратив в фотографии. Во время обучения проходила интернатуру в журнале «Foam Magazine» в Амстердаме. Первый фотопроект Туминас «Иван и Луна» выиграл ряд премий, грантов и упоминаний (1-й приз, конкурс «Viewbook Photostory»; победитель, фонд «Lucie Foundation»; финалист, грант журнала «burn»; специальное упоминание, стипендия «Ian Parry» и т. д.), а также выставлялся в рамках фестиваля «Lodz Fotofestiwal», фестиваля «Voies Off Arles», фестиваля «FotoFest», в галерее «Getty Images», в нескольких галереях в Голландии и России и т. д.
Эмерит-профессор Даремского университета (Англия). По образованию филолог-русист, по специальности фольклорист-этнограф. Много лет заведовала кафедрой славистики Даремского университета (Durham University). Почетный профессор Красноярского государственного университета. Автор множества статьей и монографий, посвященных русской традиционной культуре и фольклору. Более 20 лет профессор Элизабет Уорнер сотрудничает с коллегами из Санкт–Петербургского государственного университета и АНО «Пропповский Центр». С 1996 года постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций (Вологодская, Архангельская, Псковская области). Автор ряда персональных фотовыставок, посвященных современной жизни и культуре русского Севера, которые проходили в Санкт-Петербурге, Архангельске, Эдинбурге.
Филолог, антрополог, социолингвист, дизайнер-иллюстратор. В 2012 году окончила филологический факультет СПбГУ. Веб-дизайнер интернет-ресурса www.pragmema.ru, соавтор и дизайнер серии продукции «Русская глиняная игрушка», сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». С 2013 г. сотрудничает с исследовательским проектом «Первичные знаки, или Прагмемы», постоянный участник проекта с 2015 года.
Психолог-психотерапевт, историк, тренер, директор и создатель Музея смеха «Трикстер», автор книги «Я и Другой» (тренинги по национальной самоидентификации), автор и организатор выставок «Лукоморье – мир советского детства» (Москва), «Дорогами фольклорных дураков» (СПб), «Эники-беники, или Заклинания детства» (СПб, Кострома) и др. 1999 - 2005 руководитель психологической службы «Хелм» РОО «Адаин Ло». Разработала и провела более 200 авторских тренингов, три психологических ресурс-интенсива: в Тбилиси (совместно с Еленой Петровой, гештальт-институт, СПб); в Иерусалиме (совместно с Верой Батней-Щербаковой, Юнгианский институт песочной терапии, Рига); в Венеции (на базе Музея смеха).
Кандидат филологических наук, фольклорист, антрополог, специалист по культурному проектированию, куратор выставок и экспозиций. Область научных интересов: бытовая письменность и наивная литература ХХ века. Среди его проектов, ориентированных на современное освоение традиционной культуры: образовательная программа “Культурные традиции Обь-Иртышского Севера”, выставочный проект “Путешествие в страну людиков” (Музей Кондопожского края – фестиваль “Музейный гид”, центр “Винзавод”, Москва, 2011-2012); Фестиваль сена/Сенофест (Кондопожский район Республики Карелия – 2011, 2013; Суздаль – 2012); проект “Музейный гид” на фестивале “Интермузей-2013″ (Москва, ЦДХ); концепция и дизайн-проект постоянной экспозиции Санкт-Петербургского музея хлеба и др. Куратор "Бюро "АртТерра". Из последних экспозиционных проектов: "Как построить зоопарк. Выставка к 150-летию Московского зоопарка" (Москва, 2014), "Сказание о Мамаевом побоище" (Тула, Музей-заповедник "Куликово поле". 2015), "Жили-были царь с царицей..." (детская интерактивная выставка, посвященная волшебной сказке, Самара. 2015), "Россия читающая" (Государственный литературный музей; Москва, открытие 6 июня 2015).
Филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта, Ганновер; проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет, США, в обществе «Икона», Германия. Автор статей и книг по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.
Училась на кафедре режиссуры кино и телевидения в Санкт-Петербургской театральной академии в мастерской Н.Л. Серовой, сейчас - на бакалаврской программе по антропологии и социологии факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Видеорепортер интернет-газеты "Бумага". Оператор и монтажер проектов Science Slam, ПРАГМЕМА, Новая социальная журналистика.
Режиссер, сценарист, продюсер. Родилась в Казани. В 1971 г. окончила Филологический факультет Казанского государственного университета. С 2004 года преподает режиссуру документального кино. В 2009 г. совместно с Михаилом Угаровым создала образовательную программу, в которой документальное кино изучается наряду с документальным театром. Автор более 30 документальных картин и 2 художественных полнометражных фильмов. Победитель множества российских и зарубежных кинофестивалей.
Лауреат национальной премии "Лавр", Член КиноСоюза, Гильдии Неигрового Кино и Телевидения, Российской Академии кинематографических искусств "Ника", Европейской Академии киноискусства.
Режиссёр документального кино, фотограф, оператор, преподаватель. Учился в студии фотографии Александра Лапина и Школе документального кино Марины Разбежкиной. Автор документальных фильмов
Куратор Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, продюсер.