Отношения ближних созидаются жестами, взглядами, рукопожатиями и объятиями, совместными трапезами и общими делами. Удивительно, но в особых ситуациях ближние, действительно, физически образуют круг, пластически выражая идею сплоченности: это случается на юбилеях, во время проводов в армию и встреч из нее, на поминках и годовщинах. Это — родовой, семейный и дружеский круг. Но он был не единственным для советского человека 60−70 годов прошлого века. Еще был круг одноклассников. Сначала он был обязательной частью пионерских ритуалов, позже он возникал вновь во всех переходных обстоятельствах жизни — на свадьбах и на похоронах. В центре круга обычно тот или то, кто или что является действительным залогом или шутливо предъявляемым символом единства группы: вернувшийся со службы «дембель», могила отца, гроб, трапеза, младенец, бабка, молодожёны или самогон в чайнике. Сам круг — подтверждение сплоченности, обычно невидимой, неразличимой за чередой дней и забот, но здесь предъявляемой всей полнотой телесного присутствия. Участники групповых портретов стремятся предъявить сплоченность физической теснотой тел и желанием вместе уместиться в кадр. О священной тайне ближнего круга знает и фотограф, схватывая его форму репортажным кадром. Ближний круг — это мужчины и женщины, старшие и младшие, соседи и друзья, дети и родители, тети и дяди, деверья и свояченицы, сватьи и братья, дядья и братаны, с каждым из которых у каждого есть свои отдельные отношения. Это — те, с кем проходит жизнь, но также и те, кто все вместе — плечом, к плечу, рука об руку — встают на ее краях и рубежах.
Инна Веселова, Светлана Адоньева