Цикл «Сюжеты христианского искусства» посвящен вопросам иконографии евангельских и библейских событий. В этом цикле мы посмотрим, какие сюжеты оказывались в центре внимания христианских художников – и как они представлены, как средствами изобразительного искусства актуализируется их смысл. Будут рассмотрены памятники искусства Средних веков и Византии. – Иконография сюжетов для Европы и христианского Востока до разделения церквей на православную и католическую в целом едина – посмотрим на основные различия после XI века.
Лекции проходят каждую пятницу в 19 часов 00 минут по адресу Чайковского, дом 17 (Отель Индиго на Чайковского)
31 января 2020, начало в 19:00
При всем разнообразии раннехристианских изображений можно сказать, что сцены в алтарной апсиде представляют один и тот же сюжет. Рассмотрим фрески римских катакомб, вглядимся в мозаики Рима, Равенны и Салоник, изучим внимательно памятники II-VII вв. Какие евангельские или библейские события мы видим в раннехристианском искусстве? Как изображаются святые – и только ли святые удостаиваются такой чести?
14 февраля 2020, начало в 19:00
На второй лекции мы будем разбираться, как изображаются двунадесятые праздники. Предметом нашего внимания станут фрески VII в. в Италии, византийские мозаики XI в. на территории современной Греции, грузинские мозаики и древнерусские фрески. Почему рядом со сценой Рождества оказываются текущие реки – и где еще в храмовой топографии можно их увидеть? А есть ли они в оформлении рукописей? Внимательное изучение только множит вопросы: почему в сюжете Сретения младенец то тянет ручки к старцу Симеону, то плачет при виде него? Почему в Преображении сияние славы вокруг Христа может быть черным? Почему в сцене Благовещения в руках Марии белый плат?
28 февраля 2020, начало в 19:00
Третья лекция связана с центральным событием религиозного календаря. Некоторые сюжеты этого цикла изображались в раннехристианском искусстве, а другие появились в искусстве проторенессанса. Особую тему представляет визуальное сопоставление евангельских сюжетов с сюжетами Ветхого завета. Мы увидим миниатюры Реймсского миссала, алтарь Николая Верденского, фрески и иконы XIV-XV вв.
Лана Иванова — филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта (Ганновер); проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет (США), в обществе «Икона» (Германия). Автор статей по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.