07 января 2024
Выпуск № 3
Тема «История изучения народного театра в России»
Участники – Инна Веселова, Анна Некрылова, Юлия Мариничева
АНОНС:
01:30 |
Дмитрий Михайлович Балашов (1927 – 2000) |
автор исторических романов, историк, филолог-русист, фольклорист. |
01:44 |
«Зубовский» институт
|
- неофициальное закрепившееся название Института истории искусств – научно-исследовательского и высшего учебного заведения, организованного в 1912 г. в Петербурге по инициативе и на деньги графа В.П.Зубова. За годы существования Институт несколько раз менял название, с 1930-х гг. претерпел немало преобразований, изменений статуса, структуры подразделений (в 1963- 1992гг. был низведен до Научно-исследовательского отдела Ленинградского института театра, музыки и кинематографии – НИО ЛГИТМиК), в 1992 г. вновь обрел самостоятельность и историческое название – Российский институт истории искусств. |
01:50 |
Виктор Евгеньевич Гусев (1918 – 2002) |
российский фольклорист, славист, исследователь фольклорного театра, доктор исторических наук, член СТД СССР, Союза писателей СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1979), с 1990 г возглавлял Комиссию по славянскому фольклору при Международном комитете славистов. С 1969 г. - проректор по научной работе Ленинградского театрального института (ЛГИТМиК), возглавляет возрожденный в РИИИ сектор фольклора. |
02:10 |
Пьесы «Царь Максимилиан», «Лодка» «Маврух» |
русские народные драмы |
02:58 |
Алексей Михайлович Ремизов (1877 – 1957) |
русский писатель, художник, каллиграф. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе. Один из виднейших представителей русского модернизма (часто причисляем к символистскому направлению). с 1921 г. – в эмиграции. В 1919 году выходит пьеса «Царь Максимилиан». В основу пьесы легло описание народной драмы «Царь Максимилиан» в своде Бакрылова (Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне Адольфе / Свод Бакрылова; предисл. Иванова-Разумника. М., 1921). |
03:45 |
Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс (1882 – 1962) |
искусствовед, историк театра, актер (входил в труппу Александринского театра), доктор искусствоведения (1936). с 1924 г. – действительный член отдела истории театра РИИИ, профессор. Основатель и директор «Института живого слова» в Петрограде (1918). Читал лекции о театральном искусстве в РИИИ,в Тенишевском училище, в ГИТИСе (Москва). Автор «Истории русского театра». В 2 томах (Л.- М., 1929). В 1930-1936 г. организовал при Ленинградском Этнографическом музее Экспериментальный театр, целью которого была популяризация «подлинного, первобытно-чистого фольклора» в формах театрализованных представлений, спектаклей из народного быта. |
03:48 |
Владимир Николаевич Перетц (1870 - 1935) |
филолог, медиевист, педагог; академик Петербургской АН / АН СССР (с 1914), Украинской АН (с 1919); член многих научных обществ (в том числе Русского географического общества). Автор работ по источниковедению, текстологии, палеографии, фольклористике и истории славянского театра. В 1921 – начале 1930 – ведущий сотрудник Зубовского института, преподаватель на Курсах искусствоведения в РИИИ |
03:52 |
Всеволод Михайлович Мейрхольд (1874 - 1940) |
театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист РСФСР (1923). |
04:00 |
Петр Григорьевич Богатырев (1893 – 1971) |
фольклорист, этнограф, историк театра, переводчик. С 1921 по 1938 читал курсы по славянской этнографии, литературе, театре в Пражском и Братиславском университетах, в г. Мюнстере. С 1926 - активный участник знаменитого пражского лингвистического кружка. Доктор филологических наук (1941) , профессор МГУ (1964 – 1971). Разработал и успешно применял функционально-структурный метод фиксации и исследования фольклорно-этнографических явлений |
04:02 |
Нина Ивановна Савушкина (1929 – 1993) |
фольклорист, педагог, собиратель (организатор и участник множества фольклорных экспедиций), ввела в научный оборот объемный материал по русскому народному театру и зрелищно-игровой культуре. Автор целого ряда работ, в том числе и докторской диссертации, посвященных русскому фольклорному театру (народной драме). Профессор МГУ, доктор филолог. наук (1984) |
07:52 |
Михаил Федорович Ларионов (1881 – 1964) |
живописец, график, сценограф, теоретик искусств, один из основоположников авангарда. Интерес к примитивизму, детским рисункам, средневековому творчеству народному искусству привел к организации Ларионовым в 1913 г. первой в России выставки «иконописных подлинников и лубков». |
07:52 |
Наталья Сергеевна Гончарова (1881 – 1962) |
художница, график, сценограф. Представительница русского авангарда, жена и соратница М.Ф.Ларионова. |
08:10 |
Владимир Васильевич Бакрылов (1893–1922) – журналист и писатель. |
Журналист, писатель. После Октябрьской революции был назначен правительственным комиссаром государственных театров, занялся изучением истории и теории театрального искусства. В 1919 г. принимал деятельное участие в организации Вольной Философской Ассоциации. В 1921 г. Бакрылов издал книгу «Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе», представляющую собой сводный текст (64 явления), созданный на основе собранных им печатных и рукописных материалов. касающихся этой народной драмы-комедии.
|
09 :10 |
Андрей Белый (1880 – 1934) |
русский писатель, поэт, математик, стиховед, критик, один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом. |
09: 17 |
Петрушка (балет) |
одноактный балет в четырёх картинах; музыка Игоря Стравинского, либретто, декорации и костюмы Александра Бенуа, постановка Михаила Фокина. Премьера состоялась 13 июня 1911 году в Париже в рамках «Русских сезонов» С.Дягилева. Вторая редакция балета была создана 1948 году для Парижской оперы.
|
09 :47 |
Алексей Александрович Гвоздев (1887–1939) |
театровед, театральный критик, литературовед, педагог. Основатель и лидер называемой «гвоздевской школы» театроведения - группы исследователей, сформировавшейся в разряде театра Института истории искусств. Результатом их работы стал ряд статей и книг, посвященных истории, источниковедению и иконографии мирового театра. |
10:38 |
Кра́ко́вские шо́пки (польск. szopki krakowskie) |
— один из видов рождественского вертепа, возник в Кракове в XIX веке. Включен в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. Ежегодно в Кракове проводится конкурс шопок, на котором опытные мастера и любители представляют свои произведения. |
10 :45 |
Йозеф (Йосеф) Каэтан Тыл (1808 – 1856) |
чешкий драматург и поэт, автор текста национального гимна Чехии. В молодости был членом странствующей театральной труппы; его пьесы считаются началом чешской драматургии. |
11 :00 |
Зденек Штепанек (1896 – 1968) |
чешский актёр театра и кино, режиссёр и драматург. |
11: 15 |
Роман Осипович Якобсон(1896-1982) |
крупнейший лингвист XX века, один из основателей формальной школы, оказавший влияние на развитие гуманитарных наук не только своими новаторскими идеями, но и активной организаторской деятельностью. Участник и исследователь русского авангарда. Автор трудов по общей теории языка, фонологии, морфологии, грамматике, русскому языку и литературе, поэтике, славистике, психолингвистике, семиотике и многим другим областям гуманитарного знания. В 1910-1920-е гг. вместе с П.Г.Богатыревым участвовал в нескольких фольклорных экспедициях, интересуясь главным образом «живой» фольклорной традицией, с ним же занимался историей и спецификой чешского и русского народных театров. |
11: 31 |
Издательство ACADEMIA |
31 декабря 1921 года в Петрограде было зарегистрировано издательство Философского общества «ACADEMIA». Создание негосударственного издательства стало возможным благодаря начавшейся политике НЭПа (12 декабря 1921 года был принят декрет Совнаркома «О частных издательствах», разрешавший их деятельность). С 1922 года Философское общество перестало существовать. В январе 1923 года «ACADEMIA» была зарегистрирована в Гублите как частное издательство, а в конце 1923 года оно вошло в состав Государственного института истории искусств (ГИИИ/РИИИ), с 1929 г. было переведено в Москву, где просуществовало до закрытия в 1937 г. В лучшие годы существования издательства в его редакционный совет входили известные историки, философы, литературоведы, искусствоведы; «Academia» подготовила и отпечатала более тысячи полноценных изданий литературных и историко-культурных памятников искусства, в том числе и труды по истории отечественного и зарубежного театра. |
11 :43 |
Борис АлександровичВасильев (1899 – 1937) |
синолог, в 1921 – научный сотрудник Азиатского Музея, с 1935 – профессор Ленинградского Института Востоковедения АН СССР (возникшего на базе Азиатского музея). В 1924-1925 и 1927-1930 находился в Китае (научные командировки, работа в должности секретаря генконсульства). Специализировался на классической культуре Китая, занимался вопросами китайского театра и литературы. |
11: 46 |
Роман Андреевич Галунов (1893-1938) |
Отечественный востоковед, специалист по иранской (персидской) культуре; профессор Института востоковедения им. Н. Нариманова. В 1925 – 1928 гг. находился в Иране, по-видимому, преимущественно в Тегеране, где работал в архивах и библиотеках, а также изучал бытовавший в то время народный театр (записал тексты нескольких пьес и дал подробное описание самих представлений). В 1935 г. участвовал в работе Третьего международного конгресса по иранскому искусству и археологии, проходившему в Москве и Ленинграде. Перу Р.А.Галунова принадлежат несколько работ по персидскому традиционному театру, в том числе и театру кукол. |
15 :23 |
Адриан Иванович Пиотровский (1898 – 1937) |
переводчик, филолог – специалист по античной литературе, литературовед, драматург, театральный критик и киновед. С 1921 г. научный сотрудник первой категории разряда истории театра по античному отделу РИИИ; с 1925 г. – председатель социологического сектора; с 1924 по 1929 – преподаватель, директор Высших курсов искусствоведения при Зубовском институте. Художественный руководитель киностудии «Ленфильм». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). |
16: 00 |
Лариса Михайловна Ивлева (1944 – 1995)
|
Фольклорист. Кандидат искусствоведения (1985). Ученица В.Я. Проппа. Работала в секторе фольклора Ленингр. института театра, музыки и кинематографии.Участница многих фольклорно-этнографических экспедиций. Одна из основателей новой научной дисциплины – этнотеатроведения. Автор 50 научных работ, в том числе монографии «Ряженье в русской традиционной культуре» (1994), в 1998 г. в виде книги был опубликован текст кандидатской диссертации «Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. Проблема теории и типологии».
|
17 :27 |
Изалий Иосифович Земцовский (род. в 1936 г.) |
крупнейший российский и американский музыковед, этномузыколог, фольклорист. Доктор искусствоведения (1981), заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), профессор (1992). Член Общества этномузыкологии США, член Международного совета народной музыки при ЮНЕСКО (с 1972). С 1960 по 1990 – старший научный сотрудник НИО ЛГИТМиК. С 1994 г. – в США, преподавал в университета Стэнфорда и Беркли. Ученик В. Я. Проппа, Ф. А. Рубцова и В. Н. Салманова. Автор многих книг, почти шести сотен статей, редактор и составитель нескольких научных сборников |
19 :51 |
Афанасий Матвеевич Селищев (1886 – 1942) |
советский лингвист, славист, член-корреспондент АН СССР (1929), член-корреспондент Болгарской АН (1931). |
19 :59 |
Эрна Васильевна Померанцева (1899 - 1980) – |
фольклорист, этнограф, доктор исторических наук, профессор. Многолетнюю собирательскую деятельность сочетала с исследованием разных сторон традиционной культуры и с преподаванием на филологическом факультете МГУ, с работой в Институте этнографии АН СССР Ученица ЮМ.Соколова.
|
22: 43 |
Леонид Самуилович Купершмидт (род. в 1937 г.) |
российский кинорежиссёр, секретарь Московского союза кинематографистов. Преподаватель кафедры аудиовизуальных документов и архивов Факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Автор фильмов «Народные художественные промыслы» и «Русский народный театр».
|
23: 03 |
Юрий Андреевич Лонго (1950 – 2006) |
российский иллюзионист, телеведущий и писатель, прославившийся благодаря серии цирковых программ с элементами гипноза и создавший себе образ «магистра белой практической магии». Известен как автор множества книг об эзотерике, мистике и магии, гость множества телепередач и герой ряда документальных фильмов. |
23: 17 |
Дмитрий Викторович Покровский (1944 – 1996) |
музыкант, композитор, артист, педагог, исследователь и исполнитель русского фольклора, лауреат Государственной премии СССР (1988), председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО. В 1973 году создал экспериментальный ансамбль народной музыки при Фольклорной комиссии Союза композиторов СССР, ориентированный на изучение русского аутентичного инструментального и вокального фольклора («Ансамбль Дмитрия Покровского»). |
26: 26 |
«Понизовая вольница» («Стенька Разин») |
первый игровой фильм, снятый в России (1908), экранизация фрагмента «исторической былины» Василия Гончарова «Понизовая вольница», написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». |
28 :15 |
Эмиль Золя (1840 – 1902) |
Французский писатель, драматург и публицист. Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века —теоретик натуралистического движения в литературе. |
28 :26 |
Ромен Ролан (1866 – 1944) |
французский писатель и общественный деятель, драматург, ученый - музыковед |
28: 35 |
Морис Метерлинк (1862 – 1949) |
Бельгийский писатель, драматург и философ. |
28 :37 |
Артур Шницлер (1862 – 1931) |
Австрийский драматург и писатель |
28 :40 |
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) |
русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик и преподаватель. Один из крупнейших представителей русского идеализма |
29 :41 |
Велимир Хлебников (1885 – 1922) |
русский поэт и прозаик. Один из основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества, «председатель земного шара» |
30 :05 |
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) |
русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. |
30 :25 |
Фердинад де Соссюр (1857-1913) |
— швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики. Идеи Фердинанда де Соссюра оказали существенное влияние на гуманитарную мысль XX века. |
31 :32 |
Константин Сергеевич Станиславский (1863 – 1938) |
режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра. Разработанная им система («система Станиславского») - теория сценического искусства, включающая методы актерского существования, овладение артистической техникой - получила мировое признание. Первый народный артист СССР (1936), кавалер ордена Ленина (1937). Почётный член АН СССР (1925). |
31 :53 |
Бертольд Брехт (1898 – 1956) |
немецкий драматург, поэт и прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль». Теория «эпического театра», в послевоенные годы претворённая в практику Брехтом-режиссёром, открыла принципиально новые возможности сценического искусства и оказала значительное влияние на развитие театра XX века |
33 :38 |
Никита Ильич Толстой(1923 – 1996) |
российский лингвист, славист, фольклорист, доктор филологических наук, профессор. Академик АН СССР (1987; член-корреспондент 1984). Автор нескольких сотен работ по истории славянских языков, диалектологии, этнолингвистике, лексикологии, фольклору.
|
35 :14 |
Михаил Лазаревич Лурье (род. 1969 г.) |
Фольклорист, антрополог. кандидат искусствоведения (1999). С 2009 по 2015 — декан факультета антропологии Европейского университета, с 2015 -- доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге. |
37 :02 |
Елена Евгеньевна Васильева (род. 1946 г.) |
Фольклорист, музыковед, кандидат искусствоведения (1980), доцент кафедры русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского государственного института культуры |
Castos · Яндекс.Музыка · Apple Podcasts · Google Podcasts · Скачать
Все эпизоды: Фольклор как перформанс
Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».
Юлия Мариничева — филолог, фольклорист, культурный антрополог. Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»
Анна Некрылова — фольклорист, театровед, преподаватель Санкт-Петербургского Института сценических искусств, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института русской литература РАН (Пушкинский Дом). Эксперт, председатель и член жюри различных театральных фестивалей, в том числе театральной премии Петербурга «Золотой софит», фестивалей театров кукол. Автор работ по русским традиционным городским праздникам, фольклорному театру, русскому народному календарю. Среди них: «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало ХХ века» (Л., 1988); «Русский традиционный календарь» (СПб., 2007).