«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

#3. Фольклор как перформанс

Инна Веселова, Юлия Мариничева, Анна Некрылова

07 января 2024

Выпуск № 3 

Тема «История изучения народного театра в России»

Участники – Инна Веселова, Анна Некрылова, Юлия Мариничева

 АНОНС:

  • Театр и фольклор: история изучения;
  • Зарождение научного интереса к народному театру.Народные формы в профессиональном театре или чистая театральность?
  • Что первично: театральные элементы обрядовой системы (обряд – игра – народный театр – профессиональные театр) или народное подражание профессиональному театру? Балаганная культура и символизм марионеток;
  • Исследования народного театра в 1920-1930-х гг. Интерес к славянским и восточным театрам.
  • «Этнографический театр»: этнография, особенности «материала» и проблема актеров;
  • Исторические события 1930х гг.: как репрессии повлияли на народное театроведение и что было в послевоенное время?
  • Петербургское театроведение и научный театральный институт;
  • Особенности фиксации народных драм: техники записи, тонкости собирания и первые этнографические фильмы;
  • Культурный кризис как инструмент: поворот к народному театру и поиск первоначала;
  • Ритуал vs театр: превращение, рамочное действие и перевоплощение;
  • Собирательский опыт и незамеченные жанры. Былины и народные драмы. Живое исполнение в XX веке;
  • Воспоминание о Ларисе Михайловне Ивлевой: полевая работа, уникальные архив и исследование. Наследие «Зубовского» института и комплексная фиксация обрядов ряженья;
  • Театральное действо и игра. Хулиганское поведение и драки как зрелище, ритуальное действие и обряд инициации. Тело и ритм. Границы игры: городской и деревенский контексты.

01:30

Дмитрий Михайлович Балашов (1927 – 2000)

автор исторических романов, историк,  филолог-русист, фольклорист. 

01:44

«Зубовский» институт

 

- неофициальное закрепившееся название Института истории искусств – научно-исследовательского и высшего  учебного заведения, организованного в 1912 г. в Петербурге  по инициативе и на деньги графа В.П.Зубова.

За годы существования Институт несколько раз менял название, с 1930-х гг. претерпел немало преобразований,  изменений статуса, структуры подразделений (в 1963- 1992гг.  был низведен до Научно-исследовательского отдела Ленинградского института театра, музыки и кинематографии – НИО ЛГИТМиК), в   1992 г. вновь обрел самостоятельность и историческое название – Российский институт истории искусств.

01:50

Виктор Евгеньевич Гусев (1918 – 2002)

 российский фольклорист, славист, исследователь фольклорного театра,  доктор исторических наук, член СТД СССР,  Союза писателей СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1979), с 1990  г возглавлял  Комиссию по славянскому фольклору при  Международном комитете славистов. С 1969 г. -  проректор по научной работе Ленинградского театрального института (ЛГИТМиК), возглавляет возрожденный в РИИИ сектор фольклора.

02:10

Пьесы «Царь Максимилиан», «Лодка» «Маврух»

русские народные драмы

02:58

Алексей Михайлович Ремизов  (1877 – 1957)

русский писатель, художник, каллиграф. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе. Один из виднейших представителей русского модернизма (часто причисляем к символистскому направлению). с 1921 г. – в эмиграции.  В 1919 году выходит пьеса «Царь Максимилиан». В основу пьесы легло описание народной драмы «Царь Максимилиан» в своде Бакрылова (Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне Адольфе / Свод Бакрылова; предисл. Иванова-Разумника. М., 1921).

03:45

Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс (1882 – 1962)

искусствовед, историк театра, актер (входил в труппу Александринского театра),  доктор искусствоведения (1936). с 1924 г. – действительный член отдела истории театра РИИИ, профессор.  Основатель и директор «Института живого слова» в Петрограде (1918). Читал лекции о театральном искусстве в РИИИ,в Тенишевском училище, в ГИТИСе (Москва). Автор «Истории русского театра». В 2 томах (Л.- М., 1929). В 1930-1936 г. организовал при Ленинградском Этнографическом музее Экспериментальный театр, целью которого была популяризация  «подлинного, первобытно-чистого фольклора» в формах театрализованных представлений, спектаклей из народного быта.

03:48

Владимир Николаевич  Перетц (1870 - 1935)

 филолог, медиевист, педагог; академик Петербургской АН / АН СССР (с 1914), Украинской АН (с 1919); член многих научных обществ (в том числе Русского географического общества). Автор работ   по  источниковедению, текстологии, палеографии, фольклористике и истории славянского  театра.   В 1921 – начале 1930 – ведущий сотрудник Зубовского института, преподаватель на Курсах искусствоведения  в РИИИ

03:52

Всеволод Михайлович Мейрхольд (1874 - 1940)

 театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист РСФСР (1923).

04:00

Петр  Григорьевич Богатырев (1893 – 1971)

фольклорист, этнограф, историк театра, переводчик. С 1921 по 1938 читал курсы по славянской этнографии, литературе, театре в Пражском и Братиславском университетах, в г. Мюнстере. С 1926 - активный участник знаменитого пражского лингвистического кружка.     Доктор филологических наук (1941) , профессор МГУ (1964 – 1971). Разработал и успешно применял  функционально-структурный метод фиксации и исследования фольклорно-этнографических явлений

04:02

Нина  Ивановна Савушкина (1929 – 1993)

фольклорист, педагог, собиратель (организатор и участник множества фольклорных экспедиций), ввела в научный оборот  объемный материал по русскому народному театру и зрелищно-игровой культуре. Автор целого ряда работ, в том числе и докторской диссертации, посвященных русскому фольклорному театру (народной драме).    Профессор МГУ, доктор филолог. наук (1984)

07:52

Михаил  Федорович Ларионов  (1881 – 1964)

живописец, график, сценограф, теоретик искусств, один из основоположников авангарда. Интерес к примитивизму, детским рисункам, средневековому творчеству  народному искусству привел к организации Ларионовым в 1913 г. первой в России выставки  «иконописных подлинников и лубков». 

07:52

Наталья Сергеевна Гончарова (1881 – 1962)

художница, график, сценограф. Представительница русского авангарда, жена и соратница М.Ф.Ларионова.

08:10

Владимир Васильевич Бакрылов (1893–1922) – журналист и писатель.

Журналист, писатель. После Октябрьской революции был назначен правительственным комиссаром государственных театров, занялся изучением истории и теории театрального искусства. В 1919 г. принимал деятельное участие в организации Вольной Философской Ассоциации. В 1921 г. Бакрылов издал книгу «Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе», представляющую  собой сводный текст  (64 явления), созданный на основе собранных им печатных и рукописных материалов. касающихся этой народной драмы-комедии. 

 

09 :10

Андрей Белый  (1880 – 1934)

 русский писатель, поэт, математик, стиховед, критик, один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом. 

09: 17

Петрушка  (балет)

одноактный балет в четырёх картинах; музыка  Игоря Стравинского, либретто, декорации и костюмы Александра Бенуа, постановка Михаила Фокина.  Премьера состоялась 13 июня 1911 году в Париже в рамках «Русских сезонов» С.Дягилева.  Вторая редакция балета была создана 1948 году  для Парижской оперы.

 

09 :47

Алексей Александрович Гвоздев (1887–1939)

театровед, театральный критик, литературовед, педагог. Основатель и лидер называемой «гвоздевской школы» театроведения -  группы исследователей, сформировавшейся в разряде театра Института истории искусств. Результатом их работы стал ряд статей и книг, посвященных истории, источниковедению и иконографии мирового театра.

10:38

Кра́ко́вские шо́пки (польск. szopki krakowskie

— один из видов рождественского вертепа, возник в Кракове в XIX веке. Включен в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. Ежегодно в Кракове проводится конкурс шопок, на котором опытные мастера и любители представляют свои произведения.

10 :45

Йозеф (Йосеф) Каэтан Тыл

(1808 – 1856)

 чешкий драматург и поэт, автор текста национального гимна Чехии. В молодости был членом странствующей театральной труппы; его пьесы считаются началом  чешской драматургии.

11 :00

Зденек Штепанек (1896 – 1968)

чешский актёр театра и кино, режиссёр и драматург.

11: 15

Роман Осипович Якобсон(1896-1982)

 крупнейший лингвист XX века, один из основателей формальной школы, оказавший влияние на развитие гуманитарных наук не только своими новаторскими идеями, но и активной организаторской деятельностью. Участник и исследователь русского авангарда. Автор трудов по общей теории языка, фонологии, морфологии, грамматике, русскому языку и литературе, поэтике, славистике, психолингвистике, семиотике и многим другим областям гуманитарного знания. В 1910-1920-е гг. вместе с П.Г.Богатыревым участвовал в нескольких фольклорных экспедициях, интересуясь главным образом «живой» фольклорной традицией,  с ним же занимался историей и спецификой чешского и русского народных театров. 

11: 31

Издательство ACADEMIA

31 декабря 1921 года в Петрограде было зарегистрировано  издательство Философского общества «ACADEMIA». Создание негосударственного издательства стало возможным благодаря начавшейся политике НЭПа (12 декабря 1921 года был принят декрет Совнаркома «О частных издательствах», разрешавший их деятельность). С 1922 года Философское общество перестало существовать. В январе 1923 года «ACADEMIA» была зарегистрирована в Гублите как частное издательство, а в конце 1923 года оно вошло в состав Государственного института истории искусств (ГИИИ/РИИИ), с 1929 г. было переведено в Москву, где просуществовало до закрытия в 1937 г. В лучшие годы существования издательства в его  редакционный совет входили известные историки, философы,  литературоведы, искусствоведы; «Academia» подготовила и отпечатала более тысячи полноценных изданий литературных и историко-культурных памятников искусства, в том числе и труды по истории отечественного и зарубежного театра.   

11 :43

 

Борис АлександровичВасильев (1899 – 1937) 

 

синолог,  в 1921 – научный сотрудник Азиатского Музея,  с 1935 – профессор Ленинградского Института Востоковедения АН СССР (возникшего на базе Азиатского музея). В 1924-1925 и 1927-1930 находился в Китае  (научные командировки, работа в должности секретаря генконсульства). Специализировался  на классической культуре Китая, занимался вопросами китайского театра и литературы.

11: 46

Роман Андреевич Галунов (1893-1938)

Отечественный востоковед, специалист по иранской (персидской) культуре;  профессор Института востоковедения им. Н. Нариманова. В  1925 – 1928 гг.  находился в Иране, по-видимому, преимущественно в Тегеране, где работал в архивах и библиотеках, а также изучал бытовавший в то время народный театр (записал тексты нескольких пьес и дал подробное описание самих представлений). В 1935 г. участвовал в работе Третьего международного конгресса по иранскому искусству и археологии, проходившему в Москве и Ленинграде.   

        Перу Р.А.Галунова принадлежат несколько работ по персидскому традиционному театру, в том числе и театру кукол.

15 :23

Адриан Иванович Пиотровский  (1898 – 1937)

 переводчик, филолог – специалист по античной литературе, литературовед, драматург,  театральный критик и киновед. С 1921 г. научный сотрудник первой категории разряда истории театра  по античному отделу РИИИ; с 1925 г. – председатель социологического сектора; с 1924 по 1929 – преподаватель, директор Высших курсов искусствоведения при Зубовском институте.   Художественный руководитель киностудии   «Ленфильм». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

16: 00

Лариса Михайловна Ивлева (1944 – 1995)

 

Фольклорист. Кандидат искусствоведения (1985). Ученица В.Я. Проппа. Работала в секторе фольклора Ленингр. института театра, музыки и кинематографии.Участница многих фольклорно-этнографических экспедиций. Одна из основателей новой научной дисциплины – этнотеатроведения. 

Автор 50 научных работ, в том числе монографии «Ряженье в русской традиционной культуре» (1994), в 1998 г. в виде книги был опубликован текст кандидатской диссертации «Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. Проблема теории и типологии».

 

17 :27

Изалий Иосифович Земцовский (род. в 1936 г.)

крупнейший российский и американский музыковед, этномузыколог, фольклористДоктор искусствоведения (1981), заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), профессор (1992). Член Общества этномузыкологии США, член Международного совета народной музыки при ЮНЕСКО (с 1972). С 1960 по 1990 – старший научный сотрудник НИО ЛГИТМиК. С 1994 г. – в США, преподавал в университета Стэнфорда и Беркли.

Ученик В. Я. ПроппаФ. А. Рубцова и В. Н. Салманова. Автор многих книг, почти шести сотен статей, редактор и составитель нескольких научных сборников  

19 :51

Афанасий Матвеевич Селищев (1886 – 1942)

советский лингвист, славистчлен-корреспондент АН СССР (1929), член-корреспондент Болгарской АН (1931).

19 :59

Эрна Васильевна Померанцева (1899 - 1980) –

фольклорист, этнограф, доктор исторических наук, профессор. Многолетнюю собирательскую деятельность сочетала с исследованием разных сторон традиционной культуры и с преподаванием на филологическом факультете МГУ, с работой в  Институте этнографии АН СССР

Ученица ЮМ.Соколова.

 

22: 43

Леонид Самуилович Купершмидт (род. в 1937 г.)

российский кинорежиссёр, секретарь Московского союза кинематографистов. Преподаватель кафедры аудиовизуальных документов и архивов Факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Автор фильмов «Народные художественные промыслы» и «Русский народный театр».

 

 

 

23: 03

Юрий Андреевич Лонго (1950 – 2006)

российский иллюзионисттелеведущий и писатель, прославившийся благодаря серии цирковых программ с элементами гипноза и создавший себе образ «магистра белой практической магии». Известен как автор множества книг об эзотерике, мистике и магии, гость множества телепередач и герой ряда документальных фильмов.

23: 17

Дмитрий Викторович Покровский  (1944 – 1996)

музыкант, композитор, артист, педагог, исследователь и исполнитель русского фольклора, лауреат Государственной премии СССР (1988), председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО. В 1973 году создал экспериментальный ансамбль народной музыки при Фольклорной комиссии Союза композиторов СССР, ориентированный на изучение русского аутентичного инструментального и вокального фольклора («Ансамбль Дмитрия Покровского»).

26: 26

«Понизовая вольница» («Стенька Разин»)

первый игровой фильм, снятый в России (1908), экранизация фрагмента «исторической былины» Василия Гончарова «Понизовая вольница», написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».

28 :15

Эмиль Золя  (1840 – 1902)

Французский писатель, драматург и публицист. Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века —теоретик натуралистического движения в литературе.

28 :26

Ромен Ролан (1866 – 1944)

французский писатель и общественный деятель, драматург, ученый - музыковед

28: 35

Морис Метерлинк (1862 – 1949)

Бельгийский писатель, драматург и философ.

28 :37

Артур Шницлер (1862 – 1931)

Австрийский драматург и писатель

28 :40

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик и преподаватель. Один из крупнейших представителей русского идеализма

29 :41

Велимир Хлебников  (1885 – 1922)

русский поэт и прозаик. Один из основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества, «председатель земного шара»

30 :05

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)

русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма.

30 :25

Фердинад де Соссюр (1857-1913)

— швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики. Идеи Фердинанда де Соссюра оказали существенное влияние на гуманитарную мысль XX века.

31 :32

Константин Сергеевич Станиславский (1863 – 1938)

 режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра. Разработанная им система («система Станиславского») - теория сценического искусства, включающая методы актерского существования, овладение артистической техникой  - получила мировое признание.

Первый народный артист СССР (1936), кавалер ордена Ленина (1937). Почётный член АН СССР (1925).

31 :53

Бертольд Брехт (1898 – 1956)

немецкий драматург, поэт и прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль». Теория «эпического театра», в послевоенные годы претворённая в практику Брехтом-режиссёром, открыла принципиально новые возможности сценического искусства и оказала значительное влияние на развитие театра XX века

33 :38

Никита Ильич  Толстой(1923 – 1996)

 российский лингвист, славист, фольклорист, доктор филологических наук, профессор. Академик АН СССР (1987; член-корреспондент 1984). Автор нескольких сотен работ по истории славянских языков, диалектологии, этнолингвистике, лексикологии, фольклору.

 

35 :14

Михаил Лазаревич Лурье  (род. 1969 г.)

Фольклорист, антрополог. кандидат искусствоведения (1999). С 2009 по 2015 — декан факультета антропологии Европейского университета, с 2015 -- доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге.

37 :02

Елена Евгеньевна Васильева

(род. 1946 г.)

Фольклорист, музыковед, кандидат искусствоведения (1980), доцент кафедры русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского государственного института культуры

 

 

Лекторы

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Юлия Мариничева — филолог, фольклорист, культурный антрополог. Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»

Анна Некрылова — фольклорист, театровед, преподаватель Санкт-Петербургского Института сценических искусств, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института русской литература РАН (Пушкинский Дом). Эксперт, председатель и член жюри различных театральных фестивалей, в том числе театральной премии Петербурга «Золотой софит», фестивалей театров кукол. Автор работ по русским традиционным городским праздникам, фольклорному театру, русскому народному календарю. Среди них: «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало ХХ века» (Л., 1988); «Русский традиционный календарь» (СПб., 2007).