Анна Некрылова — фольклорист, театровед, преподаватель Санкт-Петербургского Института сценических искусств, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института русской литература РАН (Пушкинский Дом). Эксперт, председатель и член жюри различных театральных фестивалей, в том числе театральной премии Петербурга «Золотой софит», фестивалей театров кукол. Автор работ по русским традиционным городским праздникам, фольклорному театру, русскому народному календарю. Среди них: «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало ХХ века» (Л., 1988); «Русский традиционный календарь» (СПб., 2007).
#4 #4. Фольклор как перформанс (05 февраля 2024)
#3 #3. Фольклор как перформанс (07 января 2024)
#11 Праздничные ритуальные бесчинства (12 января 2021)
Цикл: Новое знание – из первых рук. Прагмема в БДТ: Эпоха просвещения. Осень 2017
Тенденция создавать праздники для подданных появилась еще во времена Петра I. Но у подданных Империи были и собственные праздники, они составляли крестьянский календарный цикл. В XIX веке «народом» именовали крестьянство. Крестьянскими праздниками интересовались в первую очередь – этнографы. После революции народом стали все. Для советского народа Рабочее-крестьянская Власть создавала праздники сама.
В народном календаре чередовались праздники и будни, работа и отдых, посты и скоромные дни; духовное напряжение сменялось периодами разгула и проявлениями смеховой культуры. Одно из них — «ритуальные бесчинства»: особая форма ритуального поведения, предписывающая действия, противоречащие норме.
В XIX веке лубок был необычайно популярен, он затрагивал самые разные стороны жизни — от любви и семьи до войны и политики. Лубок интересен не только своим изобразительным рядом, но и подписями, в которых выражалась народная философия жизни.
Театр кукол, один из древнейших видов зрелищного искусства, и сегодня остаётся ведущей театральной формой, адресованной детям. Вместе с тем, раздвигая привычные границы, куклы проникают и в иные сферы зрелищной культуры.
Массовые праздники и гуляния занимали важное место в жизни петербуржцев с первых лет существования города на Неве. Расцвет их приходится на XIX столетие и представляет собой яркую страницу культурной жизни столицы. В течение года проводилось достаточно много гуляний: повторяющихся из года в год, приуроченных к основным церковным и календарным праздникам, и разовых — по случаю событий, имеющих государственное значение (праздновались победы, восшествия на царский престол и пр.). Петербургские массовые гуляния оказались запечатленными в целом ряде литературных произведений, театральных постановок, в творчестве композиторов, художников, в мемуарах и т.д. Мы будем говорить о том, как веселился Петербург всех сословий на площади.