«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Андрей Бобрихин

Андрей Бобрихин — исследователь наивного и народного искусства, коллекционер. Доцент кафедры философии, культурологии и искусствоведения Российского государственного профессионально-педагогического университета, заведующий отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, кандидат философских наук. Сфера профессиональных интересов — наивное, народное и декоративно-прикладное искусство, антропология народов Урала, визуальная антропология, музеология. Автор альбома «Народное искусство Урала. Традиционный костюм» (2006), монографий «Вещь и пространство в культуре этноса» (2008), «Пространство народной культуры» (2010), альбома «Музей наивного искусства (2015).

Провинциальный примитив – появляется одновременно в противоположных частях мира и в сходных условиях: на периферии европейски просвещенного мира. Основной жанр провинциального примитива – парадный портрет. Сходство восточноевропейских и американских примитивных портретов, возникших в столь удаленных друг от друга регионах, наводит на мысль о существовании неких внутренних причин и условий в искусстве, не зависящих от региональной принадлежности авторов, и порождающих сходные культурные явления и художественные формы. Мы рассмотрим место и роль художественного примитива в живописной традиции, взаимоотношения «высокого» и «низкого» в изобразительном искусстве, особенности процесса усвоения европейских влияний «неофитами» в России, Восточной Европе и Америке в XVIII - первой половине XIX века.

Подробнее…

Интерес к народному примитиву и наивному искусству в России особенный. Как, собственно, и облик и судьба отечественного наивного искусства отличается от зарубежного наива. Личностное и гражданское формирование большинства наивных художников, представленных в коллекциях, галереях и музеях России, проходило в советский период, их художественное творчество — индивидуальная проекция большого социального мифа. Осмысление творчества наивных художников позволяет нам рассмотреть историю и практики социального мифотворчества, функционирование массовых символов эпохи.

Подробнее…