«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Драматургия семейных иерархий в прошлом и настоящем

Когда: 23 августа 2020, начало в 12:00

Человек существует в сети значимых для него отношений. Обретая дочерний или сыновний опыт, опыт матери или отца, брата или сестры, учащегося или подчиненного на работе, пенсионера, бабушки, вдовы или старого холостяка, человек обнаруживает себя в сложно согласованном мире ожиданий и долженствований. Профиль ожиданий и долженствований, определяющий место современного россиянина в семейной и родовой иерархии, а также изменения, которые происходили в структуре семьи, мы рассмотрим, используя антропологические и этнографические исследования ХIХ – начала ХХI века.

 

Инна Веселова

"Определить родственника. О суженых, постылых, желанных и непокорных":

Каждый фольклорный жанр и символическая практика   прописывает свой «рецепт» отношений и сценарий их развития. Мы посмотрим на отношения через призму эпитетов и сюжетов. Гадания формируют ожидания «суженых-ряженых» и отвечают на вопросы о будущей семье,  плясовые песни с разухабистым весельем расправляются с «постылыми» супругами. Социальные сдвиги и новый опыт нуждаются в воплощениях и новом словаре номинаций. Так в фольклор приходят новые формы и сюжеты - например, солдатские и матросские драмы о непокорных сыновьях и жестокосердных отцах.

 

София Куприянова

"Младенец как ристалище: материнский и отцовский род у колыбели":

Появление младенца в семье актуализирует непроговоренные смыслы и ценности. В чей род пришел новорожденный?  Кто берет на себя уход за младенцем? От кого молодые матери и отцы ожидают помощи: от свекрови или тещи? Чьи практики и сценарии наследуются?  

 

Юлия Мариничева

"«Чем хвалишься, на том и провалишься»: хваленые дети в системе взрослых отношений":

В современных представлениях похвала часто оказывается не просто допустимым, но желаемым действием, которое входит в обязанности матери, начальника, друга и т.д. Мы ждем похвалы и сами готовы при случае ею одарить. Но что мы на самом деле делаем, когда хвалим? В деревенской культуре похвала, тем более похвала маленького ребенка, строго регламентирована временем,  и сами участники контролируют друг друга. Это связано с тем, что за, казалось бы, безобидным действием скрываются сложные конфликты между взрослыми. 

 

Андрей Степанов

"Матрилокальный брак: символические техники реабилитации социального капитала":

На материалах севернорусской деревенской традиции мы рассмотрим форму брака, при которой мужчина приходил/принимался в род жены – т.е. так называемое примачество. Мы разберем характер и функции этого брака, его историческую динамику, а также социальные стереотипы в отношении примачества и способы адаптации к ним.

 

Любовь Голубева

«Женское добро в конструировании родовых связей»:

Мы обратимся к повсеместно встречающейся на Русском Севере практике накопления женщинами текстиля (платков, отрезов, одежды и пр.). Через ритуальные и повседневные манипуляции со своим «добром», в частности,  через дары и обмены,  деревенские  женщины с подросткового возраста до конца жизни создают отношения, связывающие восходящие и нисходящие линии рода.  Обетными пеленами старшие женщины обеспечивают метафизический патронаж рода.   Посредством даров и  обменов женщины созидают метафорическую связь ткани-вещи и ткани родовой и социальной сети. 

 

Надежда Курзина

"Свекрови и молодки: ритуал, конфликт, повседневность":

Во время фольклорно-этнографических экспедиций на Русский север мы часто записываем интервью об отношениях свекрови и невестки. Мы  говорим об этом с женщинами разных поколений. Что в представлениях наших информанток хорошие отношения, а что  - плохие? Какие ритуалы устанавливают "коридор" этих отношений? Всегда ли в традиционной культуре  это отношения подчинения? 

 

Светлана Адоньева

"Старшие: главные или «бывшие»? Динамика семейных иерархий в России прошлого и нового века":

 Мы рассмотрим атрибуты старшинства в деревне, а также сеть отношений (государство, семья, предки, соседи), в которую оказались включенными старшие в советское и постсоветское время. Используя феноменологию власти, предложенную Александром Кожевым, мы попробуем определить, какой профиль выделенных им типов власти (вождя, судьи, учителя, отца и господина) просматривается в современных семейных структурах.

 

Семинар проходит в режиме онлайн (платформа zoom) и в очной форме по адресу СПб, Макарова, 16/2 с 12:00 ч. до 18:00 ч. (мск)

Стоимость участия – 5000 рублей

Для участия необходимо заполнить ЛИСТ ОЖИДАНИЯ

 

 

Полная программа: pragmema.edu

Лекторы

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Софья Куприянова — фольклорист, антрополог. Родилась в Ленинграде в 1986 г. В 2010 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2012 году защитила магистерскую диссертацию по теме «Культура укачивания и традиция колыбельных». В 2016 году защитила выпускную классификационную работу «Традиция колыбельных в русской культуре» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика». С 2004 года участница экспедиций СПбГУ на Русский Север. Участник проектов «Источниковедческий анализ и подготовка звукового аналога «Свода русского фольклора. Былины» (на материалах Фонограммархива отдела фольклора ИРЛИ РАН). (№ проекта 12-34-01056), «Коммуникативные конвенции устной речи» (№ проекта 31.48.1033.2012). Участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор материнства и детства, техники тела, практики повседневности.

Юлия Мариничева — филолог, фольклорист, культурный антрополог. Родилась в Ленинграде в 1984 г. В 2007 году окончила филологический факультет СПбГУ. В 2009 г. Защитила магистерскую диссертацию на факультете антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (тема «Именования и обращения в русских сказках о животных») и в том же году — магистерскую диссертацию по специальности «Мифология и фольклористика» на филологическом факультете в СПбГУ (тема «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»), в 2012 г. — кандидатскую диссертацию ("Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи"). Филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук. Старший преподаватель кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Постоянный участник фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ на Русский Север. Автор ряда научных статей, в том числе в сборнике «Комплекс Чебурашки, или Общество послушания» (2012). С 2011 г. участник исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»

Андрей Степанов — фольклорист, культурный антрополог. Родился в Ленинграде в 1972 г. В 1996 году окончил СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В 2008 году окончил исторический факультет СПбГУ. Антрополог. Сотрудник филологического факультета СПбГУ, куратор тематических Интернет-ресурсов: www.folk.ru, www.folk.spbu.ru, www.pragmema.ru, сотрудник АНО «Пропповский центр». Область научных интересов: этнофеноменология Русского Севера, антропология пространства; визуальная антропология и др. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.

Любовь Голубева — фольклорист, культурный антрополог. С 2003 года многократная участница ежегодных экспедиций СПбГУ на Русский Север. В 2008 году окончила филологический факультет СПбГУ по специальности «Литературоведение» и дополнительной специализации «Фольклористика», в 2010 — защитила магистерскую диссертацию «Посвящаемые и посвящающие в родильном обряде: конфликт дискурса и практики». В 2017 году защитила выпускную классификационную работу «Тканевые коллекции в женских нарративах и практиках» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика". С 2015 по 2017 годы — координатор и руководитель научно-образовательного проекта «Университет детей в Санкт-Петербурге». С 2017 года — научный сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Надежда Курзина — филолог, фольклорист. Родилась в Санкт-Петербурге в 1992 г. С 2010 года принимала участие в фольклорно-этнографических экспедициях СПБГУ. В 2015 году закончила бакалавриат, тема выпускной работы: "Фольклорный и обрядовый контекст социального статуса: Молодка. Русский Север". В 2017 году защитила магистерскую диссертацию на тему: "Девья воля и бабья волокита" - героини севернорусских волшебных сказок. С 2018 года - сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.