«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Иосиф Райскин

Иосиф Райскин — музыковед, историк музыки, музыкальный критик, главный редактор газеты «Мариинский театр», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга. Автор статей, рецензий, обозрений в журналах и газетах , аннотаций и буклетов к концертам и спектаклям, к грампластинкам и компакт-дискам . Автор-составитель сборников «Гаврилинские чтения» (СПб., 2011; Вологда, 2015). Автор и редактор сборников «Жизнь религии в музыке», вып. 1 – 5 (СПб., 2004 – 2012). Автор и соредактор сборника статей и интервью «Музыкальный мир в новом тысячелетии. Взгляд из Петербурга» (Часть 1. СПб., 2012; Часть 2, СПб., 2015). Редактор отдела музыки и автор статей в Русском Гуманитарном Словаре (РГС) в 3-х томах, М-СПб., 2002. Автор большого числа статей в Encyclopaedia Britannica, в новом 22-томном издании The New Grove Dictionary of Music and Musicians.

Современные композиторы – каждый на свой лад – стремятся к более глубокому проникновению в стихию народного творчества. Композитор Леонид Десятников – горожанин, казалось бы, не близкий к крестьянскому фольклору, всем своим воспитанием, консерваторской школой, подготовлен был к созданию «Русских сезонов» для сопрано, скрипки и камерного оркестра. Вдохновившись «Песнями русского Поозерья», он, во всеоружии композиторского мастерства, погрузил их в общеевропейский универсальный музыкальный контекст, сделав достоянием филармонических залов.

Подробнее…

Современные композиторы — каждый на свой лад — стремятся к более глубокому проникновению в стихию народного творчества. Родниковый мелодический дар Валерия Гаврилина настолько укоренен в земле Вологодчины, что кажется соприродным ей. Это и позволило ему в хоровой симфонии-действе «Перезвоны» стереть границу между фольклором и профессиональной композицией. Леонид Десятников — горожанин, казалось бы, не близкий к крестьянскому фольклору, всем своим воспитанием, консерваторской школой, подготовлен был к созданию «Русских сезонов» для сопрано, скрипки и камерного оркестра. Вдохновившись «Песнями русского Поозерья», он, во всеоружии композиторского мастерства, погрузил их в общеевропейский универсальный музыкальный контекст, сделав достоянием филармонических залов.

Подробнее…

В советской России музыкальный авангард (за исключением нескольких первых послереволюционных лет, когда он пользовался официальной поддержкой) подвергался постоянным гонениям. Имена Николая Рославца и Александра Мосолова, Артура Лурье и Ефима Голышева, Ивана Вышнеградского и Николая Обухова едва только выходят из плена забвения, их музыка начинает свой путь к слушателю С опозданием - от полувека до столетия! Между тем, известный немецкий исследователь Детлеф Гойовы без колебаний отводит России одну из ведущих ролей в мировом музыкальном процессе ХХ века: «Россия не была больше страной, которая только принимала культурные влияния. Она находилась далеко впереди, и влияния исходили от нее».

Подробнее…

«В истории русского музыкального театра после “Пиковой дамы” не появлялось произведения такого масштаба и глубины, как “Леди Макбет”», — писал Соллертинский. Вскоре после столичных премьер 1934 года опера Дмитрия Шостаковича начала победное шествие по миру. Однако после посещения Сталиным спектакля она подверглась гражданской казни: ровно 60 лет (с 1936 по 1996) «Леди Макбет Мценского уезда» не пускали на порог оперных театров России. Правда, более половины этого срока на отечественной сцене ее замещала «Катерина Измайлова» — под этим названием опера во второй авторской редакции обошла десятки оперных сцен СССР и всего мира.

Подробнее…

В произведениях Михаила Булгакова музыка Верди, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина соседствует с фокстротом из ресторана «Грибоедов», маршами и революционными песнями. «Полька» Булгакова — единственное собственно музыкальное сочинение писателя: Исаак Дунаевский по счастью записал несколько тактов, импровизированных Булгаковым на рояле.

Подробнее…

Любите ли вы Глинку? — Какой же русский не любит «Жизнь за царя», «Руслана и Людмилу», «Камаринскую», «Вальс-фантазию»... Но не вспомнят музыку к «Князю Холмскому», которую Чайковский назвал «симфоническим чудом». Странная, необъяснимая судьба!

Подробнее…