Прагмема в Hotel Indigo. Цикл "Российская свадьба в прошлом и настоящем: общие ценности"
Клуб идей и знаний Anima Libra в Hotel Indigo!
Лектор - Николай Громов
Курс рассчитан на любителей искусства, оживающего в красочных полотнах английских, немецких, итальянских и французских мастеров XIX века. Национальные живописные школы XIX века на первый взгляд проходили общий путь от классицистического канона к преддверию авангарда. Но при пристальном внимании в каждой обнаруживаются уникальные стилистические особенности и неповторимые черты. Особое внимание в ходе лекций мы уделим шедеврам европейских мастеров, не представленным в отечественных музейных собраниях.
Лекции проходят по пятницам в 19 часов 00 минут по адресу Чайковского, дом 17.
06 апреля 2017, начало в 19:00
Лекцию об английском искусстве XIX века начнем с рассказа о значении, которое имели Хогарт, Рейнолдс, Гейнсборо и Ромни для преодоления провинциализма английской живописи. Заметную роль в этом процессе сыграло развитие пейзажного жанра и отдельные его мастера – Джон Констебл (1776-1837), Уильям Тёрнер (1775-1851), Сэмюэл Палмер (1805-1881). Поскольку работы Братства прерафаэлитов (1848) практически не представлены в отечественных музейных собраниях, то отдельное внимание мы уделим их доктрине возвращения к эстетике раннего Возрождения, воплощенной в работах Уильяма Холмена Ханта (1827-1910), Джона Эверетта Миллеса (1826-1896), Данте Габриэля Росетти (1828-1882), Форда Мэдокса Брауна (1821-1893), Джона Фредерика Уаттса (1817-1904), Эдварда Берн-Джонса (1833-1896) и Лоренса Альма-Тадема (1836-1912). Разговор об искусстве Великобритании будет неполон без упоминания об уникальной графике Уильяма Блейка (1757-1827) и Обри Бёрдслея (1872-1898), а также о работах Уильяма Мориса (1834-1896), возглавившего движение «искусств и ремёсел», разцветшего в стиле модерн.
13 апреля 2017, начало в 19:00
Немецкий романтизм берет начало в философии Л. Тика, В. Вакенродера, братьев Шлегель и получает живописную интерпретацию в творчестве художников Филиппа Отто Рунге (1777-1810) и Каспара Давида Фридриха (1774-1840). Мы проследим развитие стиля в ретроспективном романтизме «назарейцев» — Фридриха Овербека (1789-1869), Петера Корнелиуса (1783-1867), Вильгельма фон Шадова (1788-1862), Морица фон Швинда (1804-1871). Немецкое искусство XIX века отнюдь не ограничивается романтизмом. В ходе лекции мы познакомимся с реализмом Вильгельма Лейбля (1844-1900), Франца фон Ленбаха (1836-1904), Макса Либермана (1847-1935), Адольфа Менцеля (1815-1905), импрессионизмом в творчестве последнего, символизмом картин Ганса фон Маре (1837-1887), Макса Клингера (1857-1920) и югендстилем в его вершинах, достигнутых Ловисом Коринтом (1858-1925), Гансом Тома (1839-1924), Францом фон Штук (1863-1928) и Густавом Климтом (1862-1918). Многообразие стилей и направлений, охваченных национальными живописцами, подготовили прорыв немецких мастеров к экспрессионизму и другим авангардным явлениям.
20 апреля 2017, начало в 19:00
Разговор об итальянском искусстве XIX века начнем со скульптурных шедевров Антонио Канова (1757-1822). Романтическая тенденция нашла свое воплощение в итальянской живописи в творчестве Франческо Айеца (1791-1882), Ипполито Каффи (1809-1866) и Доменико Морелли (1826-1901), а также в восточных мотивах искусства Мариано Фортуни-и-Карбо (1838-1874). Российской публике почти неизвестна итальянская версия импрессионизма — маккьяйоли — и имена её ярких представителей: Сильвестро Лега (1826-1895), Джузеппе де Ниттис (1846-1884). Также незаслуженно без внимания широкой публики остались итальянские художники-дивизионисты: Анджело Морбелли (1853-1919) и Джузеппе Пеллицца да Вольпедо (1868-1907). Символизм Джованни Сегантини (1858-1899).
27 апреля 2017, начало в 19:00
Французское искусство играет в истории живописи XIX века образца. Оно развивалось как будто бы для того, чтобы поставлять идеальные иллюстрации в учебниках. Мы пройдем путь от позднего академизма, явленного в творчестве Жака Луи Давида (1748-1825), Пьер-Нарсиса Герена (1774-1839) и Доминика Энгра (1780-1867), до различных вариантов дивизионизма — пуантилизма и кубизма — в конце XIX века. В обозначенных рамках поместились, переплетаясь и наслаиваясь во времени представители романтического направления в искусстве Франции – Теодор Жерико (1791-1824), Эжен Делакруа (1798-1863), Теодор Шассерио (1819-1856), Гюстав Курбе (1819-1877) и Барбизонская школа в ее высших достижениях и переходных к предимпрессионизму формах мсатеров Камиль Коро (1796-1875), Теодор Руссо (1812-1867), Франсуа Милле (1814-1875), Шарль Фрпансуа Добиньи (1817-1878), Жюль Дюпре (1811-1889). Отдельное место в мощном развитии живописных стилей занимает новатор Эдуард Мане (1832-1883). В ходе лекции мы познакомимся с малоизвестными шедеврами лидеров импрессионизма в живописи: Клода Моне (1840-1926), Огюста Ренуара (1841-1919), Эдгара Дега (1834-1917) и Альфреда Сислея (1839-1899). Поль Сезанн (1839-1906), Поль Гоген (1848-1903), Винсент Ван Гог (1853-1890) и Анри Тулуз-Лортрек (1864-1901), именуемые постимпрессионистами, блистательно венчают искусство Франции XIX век.
Николай Громов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства; член Союза художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945—1949. Становление театрально-декорационного искусства» (1978); «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983); «Горизонты сценографии» (2006).