«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Прагмема в БДТ: Эпоха просвещения. Осень 2015

ВОСКРЕСНАЯ ПРОГРАММА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО ДОСУГА  «Прагмема»

Масштаб жизни человека определяется размером мира, в котором он живет. Над первичными потребностями (безопасности, выживания и продолжения рода) и социальными потребностями (признания, одобрения и принадлежности) размещаются те, которые делают мир большим, ― высшие, или собственно человеческие потребности — в красоте, в познании мира и себя, в истине. Просвещение — путь к удовлетворению высших потребностей.

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им самостоятельно. Sapere aude! (имей мужество пользоваться своим умом!) — таков девиз Просвещения» (Иммануил Кант).

Проект «БДТ: эпоха просвещения» — зона контакта академических ученых и практиков искусства и петербургской публики. В фокусе внимания — настоящее и прошлое искусства и? культуры. Критерии подхода к выбору тем и лекторов определены сочетанием качеств, определяющих стиль Большого драматического театра: академизм и эксперимент, уважение к прошлому и новаторство, ответственность за высказывание и инициатива, уникальность подходов и безупречность знания.

 

Куратор проекта — д. ф. н., проф. Светлана Адоньева.

Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, к. и. Евгения Хаздан.

Куратор встреч, посвященных литературе, народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог, к. ф. н. Инна Веселова.

При поддержке фонда ALMA MATER

18 октября 2015, начало в 15:00

В августе 1959 года Нью-Йоркский филармонический оркестр под управлением Бернстайна исполнил «Весну священную» Стравинского в Москве и Ленинграде. Революционность события была под стать статусу произведения, которое Бернстайн назвал революцией, опередившей Октябрьскую. Событие также было символичным: «Весна священная», созданная петербуржцем Стравинским, впервые исполненная в Париже, долго добиравшаяся до Америки, после 30-летнего перерыва прозвучала в СССР под управлением первого урожденного американского дирижера, сына еврейского иммигранта из России.

Подробнее…

01 ноября 2015, начало в 15:00

Возможность взгляда вдаль в Византии и Древней Руси признавалась на уровне права: «Если представляется вид на гавань, залив… со стороны села или города, … то такой вид… ни в коем случае не должен быть нарушен, поскольку обозревающим доставляется этим много душевных наслаждений» (писал в своем трактате архитектор VI в. Симеон Аскалонит). В деревнях это правило сохраняется значительно дольше, чем в городах. Наслаждение видом как особое занятие закреплено наличием одинокой скамейки на высоком берегу реки. Эстетическое переживание схождения небес, земли и вод относится к разряду благ, которые можно с кем-то разделить, но невозможно присвоить.

Подробнее…

08 ноября 2015, начало в 15:00

Древняя Пальмира — один из самых богатых, своеобразных и, до недавнего времени, наиболее сохранных городов восточной части римского мира. После ее вторичного открытия европейцами и появления в восемнадцатом столетии богато иллюстрированного английского издания, ей посвященного, начался период увлечения пальмирской архитектурой, плоды которого особенно заметны в творчестве английского архитектора Роберта Адама и петербургских ансамблях Карла Росси.

Подробнее…

15 ноября 2015, начало в 15:00

Представляет ли интерес пьеса, написанная почти два с половиной века назад, возможно ли старинному писателю обернуться нашим современником? Пример Д. И. Фонвизина и главного его сочинения, комедии «Недоросль», показывает, в каких пределах и каким образом отдаленные от нас во времени произведения могут наполняться живым смыслом, при этом не сливаясь с нашей эпохой, но — ее дополняя.

Подробнее…

29 ноября 2015, начало в 15:00

Тема любви — одна из основных и в творчестве всех создателей культуры. Ярко и многообразно воплощена она в произведениях художников, начиная от эллинских времен и до наших дней. Менялась трактовка. Любовь показывали то в образах божественного целомудрия, то — как идеал возвышенных романтических чувств. Видели в ней и легкий флирт, и прозу жизни, и бесстыдство. В этом убеждают произведения Тициана, Буше, Хаеца, Родена, Климта, Шиле, Пикассо, Дали, Сомова, Кустодиева, Кончаловского и др.

Подробнее…

13 декабря 2015, начало в 15:00

«Сладкая жизнь», «жгучий стыд», «горькая правда», «кислый вид» — выражения, в основе которых «вкусовые» эпитеты, но мы воспринимаем их только в переносном смысле. Когда речь идет о «вещах невидимых», культура может опираться на разные каналы восприятия. В еврейской традиции существуют ритуалы, во время которых вкусовые ощущения призваны закреплять знание текста, так что участники в буквальном смысле слова ощущают горечь рабства или сладость учения.

Подробнее…

27 декабря 2015, начало в 15:00

Хорошо знакомая нам царевна-лягушка очень похожа на легендарную фею Мелюзину, обладательницу змеиного хвоста и мастерицу строить замки. К ней возводят свое происхождение многие европейские королевские династии. Метафорически легенда и сказка говорят о личностной трансформации, но чьей? В чьих глазах прекрасная жена ночью меняет облик на страшную драконицу или лягушку — днем? Похоже, что в старом сюжете в очередной раз повествуют о трудном выборе между лояльностью своему роду и следованию собственной судьбе.

Подробнее…

Лекторы

Ольга Манулкина — Историк музыки и музыкальный критик, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель магистерской программы «Музыкальная критика» Факультета свободных искусств и наук; доцент Санкт-Петербургской консерватории, главный редактор журнала Opera musicologica. Участник Программы Фулбрайта (Нью-Йорк, 2002). Автор монографии «От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века» (2010), научных статей и переводов, в т. ч.: «Жизнь Шостаковича, рассказанная современ­никами» Э. Уилсон (2006), более 500 музыкально- критических публикаций. Редактор-составитель (совместно с П. Гершензоном) изданий «Век "Весны священной" — век модернизма» (2013) и «Новая русская музыкальная критика. 1993—2003» (Т. I, «Опера», 2015).

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Максим Атаянц — архитектор и художник, преподаватель истории архитектуры, член Санкт-Петербургского отделения Союза архитекторов России.

Петр Бухаркин — филолог, литературовед и историк культуры, доктор филологических наук, профессор, автор книг и статей по истории русской литературы XVII—XX веков, рассматриваемой в языковом, культурном, историческом и церковном контекстах. Среди них: «Православная Церковь и русская литература в XVIII—XIX веках. Проблемы культурного диалога» (СПб., 1996), «Риторика и смысл» (СПб., 2001), «М. В. Ломоносов в истории русского слова» (СПб., 2011), «История русской литературы XVIII века (1700—1750-е годы)» (СПб., 2013). Руководитель и соруководитель ряда исследовательских и издательских проектов, в том числе энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга. Т. 1: Осьмнадцатое столетие» (кн.1—2. СПб., 2001), организатор и один из главных редакторов периодического сборника «Литературная культура России XVIII века».

Николай Громов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства; член Союза художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945—1949. Становление театрально-декорационного искусства» (1978); «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983); «Горизонты сценографии» (2006).

Евгения Хаздан — этномузыколог, кандидат искусствоведения, музыкальный критик. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Принимала участие в организации ряда культурных проектов, в том числе Международного семинара традиционной музыки восточноевропейских евреев «Клезфест в Петербурге», семинаров «Искусство и традиция» («Новая еврейская школа»), исследовательского семинара «Среды в Российском Институте Истории Искусств» и др. Сфера научных интересов Е. Хаздан включает с одной стороны традиционную музыкальную культуру восточноевропейских евреев, с другой — явления и процессы современной музыкальной жизни. Особое внимание уделяет новым сочинениям петербургских композиторов.

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».