Если мы откроем энциклопедию (любую) и посмотрим, что понимается под «народными промыслами», мы увидим, что к этой области относятся очень разные вещи – кружевоплетение и глиняная игрушка, ткачество и резьба по дереву, плетение из бересты и роспись на шкатулках, прялках и домашней утвари. В конце XIX века эти артефакты объединяли кустарный (ручной) способ производства и наглядный способ передачи навыков. А также, что не менее важно, социальная среда производства и потребления – крестьяне и мещане (горожане низших сословий). Расписывали ложки и прялки люди, которые слушали былины и сказки, крест клали «по-ученому», учились читать по псалтыри и в качестве художественной продукции знали в первую очередь лубок, лицевые рукописи, орнаменты ивановских ситцев и пр. Эти практики были составной частью вполне определенного метиса. Трансформация безавторских художественных практик, ориентированных на спрос своей среды, в институциональные формы легитимной с точки зрения государства художественной деятельности происходила медленно и под воздействием разных факторов: политических, экономических, социальных, эстетически и других.
Мы попробуем рассмотреть этот сложный процесс профессионализации крестьянского/ «народного» искусства в прошлом, а также – процесс возвращения к вернакулярным художественным практикам – в настоящем.
Лекции будут проходить каждую пятницу в 19:00 ч. по адресу СПб, наб. Макарова, 16/2
Вход свободный
ЛЕКТОРЫ И ЛЕКЦИИ:
24 марта |
Веселова Инна |
Письменность и росписи: как старообрядческий самиздат повлиял на крестьянское искусство |
31 марта |
Иванова Светлана |
«Народная игрушка»: мифология и рококо
|
7 апреля |
Стрелков Евгений |
Старые мотивы на новый лад: наследие кустарей и современное искусство |
14 апреля |
Степанов Андрей |
Деревянный век русского крестьянства: вернакулярные практики деревенского домостроительства
|
21 апреля |
Адоньева Светлана |
Кустари: крестьянское искусство и «народные промыслы» |
28 апреля |
Мутина Анна |
Народное благочестие в рукодельных артефактах.
|
5 мая |
Вера Папкова |
Семь причин вязать в XXI веке
|
24 марта 2023, начало в 19:00
07 апреля 2023, начало в 19:00
14 апреля 2023, начало в 19:00
12 мая 2023, начало в 19:00
19 мая 2023, начало в 19:00
Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».
Лана Иванова — филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта (Ганновер); проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет (США), в обществе «Икона» (Германия). Автор статей по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.
Евгений Стрелков — художник, дизайнер, режиссер анимационного кино, арт-куратор, поэт. Заведующий отделом виртуальных программ Музея науки «Нижегородская радиолаборатория». Участник Пражской триеннале графики (1998), выставок в Англии, Венгрии, России. Автор ландшафтных художественных проектов и пространственных инсталляций в Германии, Франции, России. Автор мультимедиа работ, посвященных Волге. Режиссер шести анимационных фильмов.
Андрей Степанов — фольклорист, культурный антрополог. Родился в Ленинграде в 1972 г. В 1996 году окончил СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В 2008 году окончил исторический факультет СПбГУ. Антрополог. Сотрудник филологического факультета СПбГУ, куратор тематических Интернет-ресурсов: www.folk.ru, www.folk.spbu.ru, www.pragmema.ru, сотрудник АНО «Пропповский центр». Область научных интересов: этнофеноменология Русского Севера, антропология пространства; визуальная антропология и др. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.
Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.
Анна Мутина — реставратор, фольклорист, филолог. Кандидат филологических наук, художник-реставратор по тканям I категории (Государственный музей истории религии). Сфера научныйх интересов: научная реставрация текстиля, история музейных коллекций, старообрядчество, русский фольклор.
Вера Папкова — искусствовед, редактор, дизайнер, мастер ручного вязания, член Творческого союза художников. Автор коллекций одежды, выполненной вручную в единственных экземплярах, принимавших участие в Неделях Экомоды в 2012 и 2017 в Москве. Автор собственной методики вязания и обучающего курса на базе этой методики, создатель онлайн-школы "Дао вязания".