Память, тело и речь – «Прагмема» и Новая сцена Александринского театра
Дефицит будущего - общая повестка сегодняшнего дня. Привычки думать, говорить и действовать, встроенные идеологией в ментальность наших родителей, а также их родителей, не обеспечивают нас способностью адаптироваться к новому опыту. О связях речи и памяти, тела и хранящегося в нем прошлого, о лояльности прошлому и разрывах, связанных с разными культурными и идеологическими проектами, о случавшихся в прошлом сценариях, которые позволяли человеку найти свое место в становящемся новом мире, будут говорить на своем материале лекторы, приглашенные в наш проект.
Куратор проекта — д. ф. н., проф. Светлана Адоньева
При поддержке фонда ALMA MATER
ВХОД ПО РЕГИСТРАЦИИ
02 февраля 2020, начало в 16:00
В узнавании всегда участвует что-то, что было в прошлом: мы опознаем только то, что различаем : наш опыт не свободен. Он был задан высказываниями и действиями других людей, которые совершали какие-то операции и тем самым обнаруживали объекты в их связях и отношениях. Старые фотографии, в которых, казалось бы, запечатлена история, обнаруживают несовпадение опыта, смысл, возникающий из-за этого сдвига, делает различимым то, в чем мы находимся сейчас.
23 февраля 2020, начало в 16:00
Аркадий Пластов: конформист или убежденный деревенщик? Что скрывается за видимым в его картинах? В чем смысл живописного высказывания одного из самых обласканных властью мастеров? Вопросы, связанные с осмыслением искусства Пластова, не только о давней истории, но и о нашем сегодняшнем: как мы в XXI веке воспринимаем то, чем восхищался и что оплакивал художник в середине века XX.
01 марта 2020, начало в 16:00
С понятием «эдипов комплекс» знакомы все: пациенты часто приходят к психоаналитику с просьбой помочь разрешить его. Но существует ли сегодня такой психологический комплекс на самом деле или это только выдумка психоаналитиков? Связан ли он с мифом об Эдипе? В лекции мы попытаемся проанализировать интереснейший инцестуальный миф, распространенный от Южной Азии и Африки до Скандинавии и Южной Америки. Рассмотрев культурные корни Эдипова комплекса, мы обратимся к современной моде на «любовную аддикцию» и увидим, что этот диагноз так же связан с древними мифологическими сюжетами.
15 марта 2020, начало в 16:00
Сто лет назад, когда Станиславский начинал свои труды по созданию «грамматики актерского творчества», среди первых её элементов он называет аффективную память. Именно это психофизиологическое качество человека будет положено им в основу создания творческого самочувствия актера. И именно аффективной памяти, как никакому другому элементу системы Станиславского, придется пережить взлеты и падения – от невероятного интереса и понимания её значимости, до обвинений в принадлежности к буржуазной лженауке и необходимости прятаться под другим именем. Именно ей, по иронии судьбы, выпадет стать знаковым элементом актерского метода Ли Страсберга (the Method) и пережить вынужденный остракизм со стороны того, кто и привел аффективную память в теорию и практику театрального творчества. Так что, можно смело сказать, что аффективная память помнит многое….
19 сентября 2020, начало в 14:00
Конструирование коллективной памяти в послевоенные годы - редкий в истории ментальностей случай: корректировка памяти происходит в рекордно короткие сроки. Ещё не завершилась война, а уже создавался канон её визуального воплощения. Метафорика взгляда из вечности, созданная сталинским «большим стилем», позволяла не принимать во внимание событийную реальность. Сначала образ «предъявлялся» одному единственному зрителю: на утверждение. Если пропуск в вечность был завизирован, он представал перед аудиторией в своего рода эмблематическом качестве.
26 сентября 2020, начало в 16:00
Наш мир настойчиво стремится видеть человека все более и более универсальным, последовательно отказываясь от выделения сфер типично мужского или типично женского. Ни в социальной сфере, ни в частной жизни уже нет сугубо мужских или сугубо женских профессий или занятий. Если XX в. проходил под знаком экспансии женщин в традиционно мужские области деятельности(армия, политика и т. п.), то сейчас вектор сменился и общество гораздо больше озабочено тем, как мужчины осваивают «женские» занятия — меняют памперсы и берут отпуск по уходу за ребенком. Занимая еще в недавнем прошлом чужую территорию или пуская других на свою, мы неизбежно оказываемся в ситуации перестройки границ — как поведенческих, так и эмоциональных. С переформатированием первых человек справляется довольно легко. Адаптация к новым социальным ролям и функциям проходит быстро и выглядит вполне успешной, чему в немалой степени способствует коллективная работа социума по конструированию готовых сценариев. Такие сценарии снабжают человека набором готовых решений и поступков, а вот эмоциональное освоение (или признание) новой реальности происходит значительно труднее. Мешает или помогает нам наш культурный опыт в этой ситуации? Какой ощущала себя женщина XIX столетия и какую роль сыграли в этом женские журналы? И зачем они нам сейчас, в нашей унифицированной современности?
10 октября 2020, начало в 16:00
Праздники городов и селений, которые мы застаем в разных странах, очень часто оказываются отсылками к событию, которое было когда-то пережито этим городом или селением, предками тех, кто теперь здесь живет. Случилось стихийное бедствие, сообщество смогло различить акт проявления Промысла и ответило обетом на призыв. Память о нем длится в обетных праздниках, празднуемых ежегодно. Артефакты праздника (ряжение, шествия, трапезы) отсылают к тому событию. Святыня памяти создает солидарность локального сообщества.
24 октября 2020, начало в 16:00
Маленький ребенок конструирует свою речь на основе речи взрослых, и до определенного момента его высказывания целиком повторяют то, что он слышал. Примерно с двух-трех лет начинается конструирование собственной языковой системы
14 ноября 2020, начало в 16:00
Современностью воспевается культ комфортной одежды. Оценив по достоинству невероятную свободу, подаренную новой мыслью в начале XX века, человечество пронесло ее в XXI век и никогда уже от неё не откажется. Но в параллели с этой концепцией существует культ Высокой моды, который в своих поисках эстетического идеала полностью пренебрегает естественной природой человека, его анатомией и физиологией. Подобное положение дел отнюдь не явление современности. Та же концепция верна и для XIX века. О воззрениях на человеческую телесность, нормах морали, отраженных в костюме, формировании эстетического идеала, существовании двух концепций о свободе и несвободе человека в одежде и пойдет речь.
28 ноября 2020, начало в 16:00
Устные рассказы похожи на героев в шапках-невидимках. Работа обоих не оставляет видимых следов, но без нее не решить трудной задачи. Рассказчики берут на себя труд поведать об угрозах и спасениях, о способах действовать в разных условиях и о выборе пригодных способов выжить. Участники устного перформанса узнают о ходах и поступках предков, одобряют или осуждают их выборы. Слушатели «мотают на ус» поведанные тактики. Наряду с традиционными рассказами о леших и домовых в фольклорных архивах «оседают» истории о событиях ХХ века: раскулачивании, спецпереселениях, голоде и репрессиях в деревне. Эти истории сохранились в памяти под спудом внешней и внутренней цензуры. Перед нами свидетельства аномии - разрыва жизненного мира и драматичного отторжения старых и новых этических основ. Рассказы как опыт переживания аномии станут предметом нашего внимания.
Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.
Инга Филиппова — кандидат искусствоведения, зав. сектором информационно-аналитической работы Консультационно-методического центра художественных музеев РФ Русского музея, автор статей, посвященных вопросам отечественного искусства XX – начала XXI вв.
Иосиф Зислин — психиатр. MD. Частнопрактикующий врач. Автор более ста работ опубликованных работ на иврите, русском и английском языках, посвященных клинической психиатрии, психофармакологии, транскультуральной психиатрии. Ведущий семинара «Языки психиатрии», посвященного проблеме антропологической психиатрии.
Сергей Черкасский — режиссер, педагог, исследователь театра. Руководитель актерской мастерской РГИСИ (СПбГАТИ), профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат международной премии К.С. Станиславского. Автор книг «Мастерство актера: Станиславский – Болеславский – Страсберг. История. Теория. Практика» (2016), «Станиславский и йога» (2013, 2018; также на англ., японск., португ.), «Режиссерская школа Сулимова» (2013), «“Надежда” на Моховой – 100 лет спустя. Опыт реконструкции театральной педагогики Первой студии МХТ» (2016)
Александр Боровский — российский искусствовед, куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, автор многих статей и книг об искусстве ХХ века.
Ирина Васильева — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы Санки-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: русская классическая литература XIX-начала XX веков, теория литературы, динамика литературного процесса, поэтика повествования. Автор научных работ об Антоне Чехове, Всеволоде Гаршине, Льве Толстом, Иване Бунине.
Мария Воейкова — филолог-русист, специалист в области детской речи, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, профессор кафедры русского языка филфака СПбГУ, член Петербургского лингвистического общества, Международной ассоциации исследователей детской речи и Европейского лингвистического общества. Автор многих статей и монографий, среди них: «Просьбы и требования в детской речи: проблемы оформления и восприятия» (Новосибирск, 2013); «Становление имени» (М., 2015).
Дизайн-группа SAMO — Андрей Скатков и Мария Орлова. Художники театра и кино, реконструкторы, коллекционеры, члены Творческого Союза Художников.