Инна Сергеевна Веселова
Искусство фольклора: сказано-сделано
Идеологи то отрицают фольклор вместе с замшелыми устоями, то ищут в нем оснований для очередных «традиционных» истин. Ни то, ни другое не имеет отношения к реальному фольклору: в его жанрах и ритуалах скрыты формулы человеческих отношений и поступков, слова, называющие вещи своими именами, и сценарии повседневности, полные правил и способов их нарушить. Меж тем широкой публике известно до обидного мало - лишь три хрестоматийных богатыря и Иван-царевич с Василисой Прекрасной, судьба которых заканчивается свадебным пиром. Знакомый с народным искусством по школьной программе, оперным представлениям, советскому кинематографу и современным мультфильмам горожанин вряд ли добровольно решится углубиться в его реальные сюжеты и ритуалы. Слишком много в них неведомого: слов, реалий, технологий и непонятных отношений. В лекциях я попробую объяснить, чем завораживают «бродячие» сюжеты, сказочные персонажи, песенные формулы и орнаменты старых вышивок, и показать, что они обращены к опыту и чувствам каждого из нас: за завесой экзотизма скрываются размышления об индивидуальной судьбе и социальной лояльности, о личном выборе, о риске, ответственности и красоте.
Лекции проходят в лектории Прямая речь Клуба идей и знаний Anima Libera (Hotel Indigo Санкт-Петербург-Чайковского) по адресу: Санкт-Петербург, Чайковского ул., 17.
Билеты на bigbilet.ru и на ресепшн отеля.
11 мая 2017, начало в 19:00
Мы начнем с того, что такое сказки, какими они бывают и какое отношение имеют к возрастным статусам, обрядам и тактикам «сильных» и «слабых». Мы разберемся, каким образом простенькие сказочки про репку и комок из теста учат базовым иерархиям и последовательностям и почему они же чаще других имеют «плохой» конец, почему без знания сказочных трюков, в роде тех, которыми мужик объегоривал медведя, не выжить, и почему взросление состоит в сознательном отказе от обмана и других «тактик слабых» и в готовности к прямым действиям. Многие из нас помнят историю про сожжённую лягушачью шкурку. А также и то, какими хлопотами оборачивается попытка нетерпеливо и тайком устроить свое счастье. Но волшебные сказки не только про такие хлопоты. Старые сюжеты повествуют о трудном выборе между лояльностью своему роду и следованию собственной судьбе, а это уже история про героический путь.
18 мая 2017, начало в 19:00
Публика знакома с русским героическим эпосом по школьным учебникам, картинам в музеях, операм, фильмам-сказкам и мультфильмам. Ей известны лишь несколько хрестоматийных имен богатырей из нескольких десятков. Разнообразие богатырских подвигов и «биографий» ради патриотической ясности сведено к ратным подвигам. По логике школьной программы, Садко должен быть прадедушкой подводного флота. Кто слышал истории про Чурилу Пленковича, Хотена Блудовича, про сестру Петровичей-Сбродовичей или волшебницу Маринку? Былины и духовные стихи (и то и другое называлось «стáринами» - рассказами из старины) исполняли мужчины и женщины на промыслах или дома для семьи. Но это были длинные ритмизованные повествования. От их звучания не так просто избавится, а развитие сюжета совершенно непредсказуемо. Чем закончится бой с молодым нахалом, который окажется внебрачным сыном героя? Или чем обернется то, что на пиру «глупый хвастает молодой женой, а умный хвастает старой матерью»? В лекции будет рассказано о былинах, которые пели севернорусские сказители и сказительницы, чьи голоса сохранились в фонозаписях и чьи биографии ничуть не скучнее героических.
25 мая 2017, начало в 19:00
Русские лирические песни – богатство, скрытое за семью печатями. Фольклористы знают, почему мы «не поем народных песен до конца». Мало того, и начало нам не очень понятно. Еще в детском саду мы слышим песню про то, как под «ой-люли» зачем-то «ломают белую березу». Мы не знаем ни одной фольклорной песни, которую могли бы спеть. А в многотомных собраниях «великорусских песен» лидеры застолий полувековой давности - «Шумел камыш», «На Муромской дороге» или «Хазбулат удалой» - занимают совсем скромное место. О чем же пели, собираясь вместе, большие семьи на праздниках, свадьбах и гостьбах? Если разобрать слова песен, каждое из них окажется своеобразным «узелком на память» о собственных переживаниях, речной жемчужиной смысла в сложном узоре общих смыслов. Узоры вышивок, пластика движений и гетерофонное пение сочетают очень личные состояния и общий орнамент танца, вещи и семейного хора: так, отдельными стежками, шагами и голосами намекают о личном и договариваются о совместном.
01 июня 2017, начало в 19:00
Когда посетителю больших музеев случается забрести в отделы народного искусства, то среди нагромождения прялок и сундуков, резных наличников и вышивок вдруг возникает мысль: как и зачем эти километры красоты придумали и сделали якобы безграмотные и забитые крестьяне. Как так получалось, что в каждой деревне и на каждом дворе находились удивительные вышивальщицы, вязальщицы, резчики по дереву, гончары ? Откуда в деревенском тяжелом быту возникала потребность в творении красоты?
Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».