«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Краеведение: семья и память локальных сообществ

Где купить - АНО "Пропповский Центр" +7(921)887-78-00

Свободный доступ по ссылке 

По Ф. Ницше история принадлежит живущему в трояком отношении: как существу деятельному и стремящемуся, как существу охраняющему и почитающему и как существу страждущему и нуждающемуся в освобождении. Тройственности отношений соответствует тройственность родов истории. Монументальной историей он называл комплекс сюжетов, воспевающих идеальные события прошлого, недостижимые идеалы, необходимые для побуждения слушателя к действию. Сама их идеальность, однако, практически закрывает от человека возможность прикоснуться к истории и сделать её частью своего личного прошлого. Антикварная история  «принадлежит тому, кто охраняет и почитает прошлое, кто с верностью и любовью обращает свой взор туда, откуда он появился, где он стал тем, что он есть; этим благоговейным отношением он как бы погашает долг благодарности за самый факт своего существования. Заботливой рукой оберегая издавна существующее, он стремится сохранить в неприкосновенности условия, среди которых он развился, для тех, которые должны прийти после него, — и в этом выражается его служение жизни». Третий род истории — критический: «так как мы непременно должны быть продуктами прежних поколений, то мы являемся в то же время продуктами и их заблуждений, страстей и ошибок и даже преступлений». Жизненный мир  обеспечивается непрерывностью опытного знания, транслируемого от поколения к поколению посредством комплекса повседневных дел и привычек. Отчуждение от коллективного опыта, происходившее на территории бывшей Российской империи после событий 1917 года, освободило место для «монументальной истории», т.е. идеологии, в ущерб антикварной истории «существа охраняющего и почитающего». Однако в недоступных для контроля местах — в детской комнате, на даче, на чердаке, в семейной переписке или в фотоальбоме — сохранились нити, связывающие ныне живущих с их предками, очевидцами событий «монументальной истории». И оказывается, что очевидцы запоминали что-то своё и давали происходящему тогда свою — не снабжённую идеологией — оценку.  Цель курса  - обращение к антикварной истории – истории-памяти. Путь, который мы избрали – изучение семейных реликвий.

 

Разработан при поддержке Фонда президентских грантов (фонд поддержки проектов в области образования) в рамках сетевых  проектов   «Межрегиональной школы наставников»

 

ТЕМЫ И ЛЕКТОРЫ: 

О лекторах:

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Любовь Голубева — фольклорист, культурный антрополог. С 2003 года многократная участница ежегодных экспедиций СПбГУ на Русский Север. В 2008 году окончила филологический факультет СПбГУ по специальности «Литературоведение» и дополнительной специализации «Фольклористика», в 2010 — защитила магистерскую диссертацию «Посвящаемые и посвящающие в родильном обряде: конфликт дискурса и практики». В 2017 году защитила выпускную классификационную работу «Тканевые коллекции в женских нарративах и практиках» в аспирантуре филологического факультета СПбГУ по направлению «Фольклористика". С 2015 по 2017 годы — координатор и руководитель научно-образовательного проекта «Университет детей в Санкт-Петербурге». С 2017 года — научный сотрудник АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» и участник научно-исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Андрей Степанов — фольклорист, культурный антрополог. Родился в Ленинграде в 1972 г. В 1996 году окончил СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В 2008 году окончил исторический факультет СПбГУ. Антрополог. Сотрудник филологического факультета СПбГУ, куратор тематических Интернет-ресурсов: www.folk.ru, www.folk.spbu.ru, www.pragmema.ru, сотрудник АНО «Пропповский центр». Область научных интересов: этнофеноменология Русского Севера, антропология пространства; визуальная антропология и др. Автор ряда статей и публикаций, посвященных культуре Русского Севера.

Седрик Пернетт — доктор славистики, доцент Парижского университета — Sorbonne Université. Область интересов — история российского краеведения и российского музейного мира.

Алина Акаефф — историк фотографии, военный историк, генеалог. Автор книг: «Фотографы и фотоателье Владикавказа Том 1, 1860-1940».– Владикавказ: Харизма, 2014, «Виды Терской области. Владикавказ 3D» — Владикавказ, 2020, электронных энциклопедий «Потерянная Осетия», «След войны», «Владикавказский музей кино и фотографии», а также ряда научных публикаций по истории фотографии. Автор фотографических выставок, связанных с историей семьи: «Не стыдитесь наших лиц», «Осетия Константина Щебровского» и др. Заслуженный работник культуры республики Северная Осетия-Алания.

Павел Ротц — Медиа художник. Родился и вырос в Петрозаводске (Россия). Затем переехал в Санкт-Петербург и поступил художественно-промышленную академию им. А.Л. Штиглица. Учился в Институте современного искусства PRO-Arte, а затем в Academy of Fine Arts Helsinki. В своем творчестве Павел исследует коллективную и личную память, культурную идентичность и положение человека в историческом контексте. Участник дуэта SASHAPASHA

Людмила Старилова — Cпециалист по изучению и популяризации предметов музейного фонда РОСФОТО, историк фотографии, автор и куратор ряда выставочных проектов, связанных с семейными фотографиями. Автор научных публикаций по истории Санкт-Петербурга и отечественной фотографии.

Татьяна Мерсадыкова — Заместитель генерального директора Компании АЛЬТ-СОФТ Информационные и коммуникационные технологии, к.т.н. Родилась и живет в Петербурге. Координатор проектов по внедрению информационных технологий в учреждениях культуры и по созданию открытых информационных ресурсов архивов, музеев, библиотек.

Федор Веселов — социолог, социальный антрополог. Аспирант факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Участник прикладных и академических проектов по исследованиям города. В частности, разработка технического задания для парка «Тучков буян» в Санкт-Петербурге (2019), участие в работе исследовательского проекта Фонда Потанина «Культура счастья» (2019 — настоящее время), менеджер регулярного научного семинара «Антропология города и городской фольклор» в Европейском университете в Санкт-Петербурге (2018 — настоящее время). Опытный наставник тренинга для подростков «Вызов» (с 2017 года), наставник программ проекта в Минске, Казани и Ленинградской области. Бакалавриат Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге по социологии (2015). Магистратура Европейского университета в Санкт-Петербурге по социологии (2017), Магистратура Центрально-Европейского университета в Будапеште по Социологии и социальной антропологии (2018).

Александра Бармина — социолог, социальный антрополог. В 2015 году окончила Высшую школу экономики по специальности «Социология», в 2018 — магистратуру Центрально-Европейского университета в Будапеште по социологии и социальной антропологии. С 2019 года студентка Европейского университета в Санкт-Петербурге. Участвовала в различных исследовательских проектах в НИУ ВШЭ СПб и Европейском университете. С 2013 по 2018 методист образовательной программы и преподаватель английского языка в лингвистическом лагере «Хаглар», с 2017 по 2018 — преподаватель русского языка для детей-билингвов в Русской гимназии (Будапешт). Наставница на исследовательских экспедициях программы для подростков «Вызов».