«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

Прагмема в БДТ: точка отсчета (ВЕСНА 2019)

 

Искусство - живая, активно развивающаяся область художественной практики. Но также искусство - область научного знания, в которой  происходят свои открытия, к какой бы эпохе  или виду искусства не относились объекты исследования.  Стать лекторами нашей программы мы приглашаем ученых и практиков, которые своей исследовательской и художественной деятельностью  создают новое. Они задают точки отсчета, которые необходимы для настройки фокуса восприятия актуального культурного и художественного процесса.

Куратор проекта — д. ф. н., проф. Светлана Адоньева.

Куратор встреч, посвященных народному искусству и архитектуре — филолог, визуальный антрополог, к. ф. н. Инна Веселова.

Куратор встреч по истории и теории музыки — этномузыковед, музыкальный критик, к. и. Евгения Хаздан.

При поддержке фонда ALMA MATER

 

Начало лекций в 15:00.

Адрес: СПб, Наб. р. Фонтанки, 65, фойе театра.

Билеты в кассе театра. Заказ билетов: www.bdt.spb.ru.

Видеозаписи лекций прошедших сезонов можно смотреть здесь: Воскресная программа интеллектуального досуга (Youtube)

 

20 января 2019, начало в 15:00

Счастливый малыш - необходимое состояние для работы. Счастливым малышом можешь быть не обязательно ты сам, но кто-то рядом с тобой: в жизни твоей он нужен. А без воздушных потоков нельзя дышать. Они могут литься на тебя сверху, могут тебя поднимать. Некоторые люди называют это творчеством. Некоторые корыстно именуют «мое». Мы им это простим.

Подробнее…

03 февраля 2019, начало в 15:00

У древних греков агоном называлась всякая борьба и состязание, устраиваемые по случаю праздника, в том числе и состязания в речи. Речевая атака, выстроенная при помощи строго определенной поэтической формы, слава, стяжаемая победителем в таком состязании, в равной степени определяют черты русской крестьянской частушки, репа и праздничного речевого поведения иных современных культур.

Подробнее…

17 февраля 2019, начало в 15:00

Этикет очень важен для японцев и пронизывает все сферы их существования. Японцы учатся соблюдению норм этикета всю жизнь. Это обучение проходит как «естественным образом», в процессе обыденной жизни, так и во время специально организованных занятий. Один из самых эффективных способов усвоить нормы этикета – занятия традиционными искусствами: воинскими, – такими, как кэндо, дзюдо, айкидо, - или «гражданскими», как, например, - чайная церемония или икэбана. Следование традиционным нормам поведения является неотъемлемой частью практики всех японских искусств. Военное сословие, самураи, отдельно изучали правила приличия и хорошие манеры

Подробнее…

03 марта 2019, начало в 15:00

Едва ли можно найти человека, который никогда не сталкивался с необходимостью прощать и просить прощения. Вместе с тем необходимость прощения вовсе не очевидна, и многие люди предпочтут прощению справедливость, возмездие, сопротивление злу силой. В поэзии Бродского находятся весомые эстетические и этические (вспомним его сентенцию «Эстетика – мать этики») аргументы в защиту прощения как освобождающей практики, открывающей путь благодарения и возвращающей человеку личное достоинство и радость жизни.

Подробнее…

17 марта 2019, начало в 15:00

В XV - XVII веках при дворах европейских монархов, а также в домах аптекарей и фармацевтов создавались кунсткамеры - собрания редкостей, среди которых были и генетические уродцы вроде двухголового телёнка, и химеры, изготовленные, как сейчас очевидно, искусными мошенниками. Именно такого рода кунсткамера была организована в начале XVIII века Петром Первым в Петербурге, в неё вошли коллекции голландских аптекарей Фредерика Рюйша и Альфреда Себы. В середине XVIII века в моду вошли автоматические фигуры, и механики-виртуозы утверждали, что смогут создавать искусственные аналоги живых существ, обладающие подвижностью, дыханием и пищеварением. Такие анатомические фигуры предполагалось применять в медицинских целях. (…) Но лишь с появлением кибернетических систем такие автоматы перестали быть фантастикой. И пожалуй самые интересные среди них - нейросимбиоты, совмещающие живые нервные клетки с компьютерным чипом (…)

Подробнее…

31 марта 2019, начало в 15:00

Что представляет собой кино виртуальной реальности? В чем состоит отличие VR-фильма от кино 2D, 3D, 3D+, 4D, видео 360°? Как именно рассказывается история в VR-фильме? Можно ли считать, что это кино будущего? В лекции предпринимается попытка не только дать ответы на эти вопросы, но и обозначить основные тенденции в развитии VR-кино.

Подробнее…

14 апреля 2019, начало в 15:00

Провинциальный примитив – появляется одновременно в противоположных частях мира и в сходных условиях: на периферии европейски просвещенного мира. Основной жанр провинциального примитива – парадный портрет. Сходство восточноевропейских и американских примитивных портретов, возникших в столь удаленных друг от друга регионах, наводит на мысль о существовании неких внутренних причин и условий в искусстве, не зависящих от региональной принадлежности авторов, и порождающих сходные культурные явления и художественные формы. Мы рассмотрим место и роль художественного примитива в живописной традиции, взаимоотношения «высокого» и «низкого» в изобразительном искусстве, особенности процесса усвоения европейских влияний «неофитами» в России, Восточной Европе и Америке в XVIII - первой половине XIX века.

Подробнее…

28 апреля 2019, начало в 15:00

Австронезийцы, великие мореплаватели, заселившие Филиппины, Индонезию, Малайзию и острова Тихого океана, изначально были охотниками за головами. Обычай охоты за головами был прочно встроен в культуру и имел как сакрально-магические, так и рациональные экологические основания. Он сохранялся до ХХ века преимущественно у горных племен, населяющих труднопроходимые территории и сохранявших независимость от любых форм государства, местных или колониальных. Один из таких народов - ифугао, живет в Кордильерах Северного Лусона (Филиппины). Их эпос худхуд сформировался в период активной охоты за головами; на ней построены все воинские конфликты в повествовании. При этом в худхудах никого никогда не только не убивают, но и не ранят. Такая ситуация уникальна для жанра героического эпоса, который во всем мире построен на описании кровавых битв и уничтожении героем врагов. Лекция иллюстрирована полевыми фотографиями и записями сказаний, которые автор записывает на Филиппинах с 1990х гг.

Подробнее…

12 мая 2019, начало в 15:00

Австронезийцы, великие мореплаватели, заселившие Филиппины, Индонезию, Малайзию и оСемнадцатый век в европейской культуре был ареной борьбы классицизма и барокко – двух противоположных с виду, но при этом взаимозависимых и сотрудничавших эстетик. По сути, речь шла о двух разных мировоззренческих основаниях познания. За классицизмом были картезианский рационализм, жажда ясности и ценность просветленной, точно выверенной гармонии; за барокко – неукротимость познавательного порыва, когда нельзя обойтись одним разумом, когда мир видится бесконечно большим, чем наши усилия его понять, и тем не менее, и вопреки этому, или именно поэтому барокко бросает вызов непознанному нами миру. Барокко при всем своём скептицизме не приводит ни к вялому релятивизму, ни к агностицизму, а порождает в своих лучших образцах особую, новую художественную дерзость, созвучную новейшему времени.

Подробнее…

Лекторы

Татьяна Парфёнова — художник, модельер, дизайнер, автор множества творческих проектов, автор книг, написанных для детей и взрослых.

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Сергей Булацев — филолог, историк, востоковед, область интересов: история культуры Японии (традиционные искусства), современное японское общество (институты и практика социализации), история японской литературы Нового времени. Среди его работ: О значении Мори Огай и Нацумэ Сосэки для современной японской литературы // Петербургское Востоковедение, вып. 5. СПб., 1994. Социальная функция японских гэйдо («путей искусства») в период Мэйдзи (1868-1912) // 300 лет преподавания японского языка на берегах Невы. Материалы научной конференции. СПб.: СПбГУ, 2005. Boulatsev S. Specific feature of “keiko” as a training form in traditional Japanese arts // Japan Phenomenon: Views From Europe. (International Conference). M., 2001.

Марина Михайлова — доктор философских наук, филолог, философ, переводчик. Профессор РХГА, автор и ведущая радио «Град Петров». Автор научных статей и монографий, среди них: "Эстетика молчания" (2009, 2011), "Эстетика классического текста " (2012), «Прощение: как примириться с собой и другими» (в соавт. с М. В. Архиповой, 2017).

Евгений Стрелков — художник, дизайнер, режиссер анимационного кино, арт-куратор, поэт. Заведующий отделом виртуальных программ Музея науки «Нижегородская радиолаборатория». Участник Пражской триеннале графики (1998), выставок в Англии, Венгрии, России. Автор ландшафтных художественных проектов и пространственных инсталляций в Германии, Франции, России. Автор мультимедиа работ, посвященных Волге. Режиссер шести анимационных фильмов.

Любовь Бугаева — исследователь литературы, кино и энактивных медиа, доктор филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Автор монографии «Литература и rite de passage» (СПб.: Петрополис, 2010) и более 150 статей по теории литературы, кинематографу, интертекстуальности и интермедиальности.

Андрей Бобрихин — исследователь наивного и народного искусства, коллекционер. Доцент кафедры философии, культурологии и искусствоведения Российского государственного профессионально-педагогического университета, заведующий отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, кандидат философских наук. Сфера профессиональных интересов — наивное, народное и декоративно-прикладное искусство, антропология народов Урала, визуальная антропология, музеология. Автор альбома «Народное искусство Урала. Традиционный костюм» (2006), монографий «Вещь и пространство в культуре этноса» (2008), «Пространство народной культуры» (2010), альбома «Музей наивного искусства (2015).

Мария Станюкович — востоковед, сфера научных интересов - архаический ритуальный эпос, полевая этнография, история и этнография Юго-Восточной Азии; фольклористика, мифология, этноязыкознание, шаманство, символика материальной культуры народов Филиппин и коренных народов Камбоджи. Заведующая отделом Австралии, Океании, Индонезии и Филиппин МАЭ (Кунсткамера) РАН. Проводила полевые исследования в Центральной Азии, Казахстане, Дагестане, на Кубе (1976—1992 гг.), ныне - в Камбодже (с 2015 г) и на Филиппинах (1994—2018 гг.). Основатель и ответственный редактор серии «Маклаевский сборник» (с 2008 г.). С 2013 г. руководит группой по созданию электронного корпуса филиппинских ритуальных фольклорных текстов с мультимедийной базой полевых материалов. Организатор первой международной конференции по Филиппинам в СПб (2009 г.), серии научных конференций и секций по культуре юга Азиатско-Тихоокеанского региона и этноботанике. Выступала с лекциями в США (Yale University, 1992 г.; University of Hawaii, 2003 г.) и на Филиппинах (University of the Philippines, 2006 г.; National museum of the Philippines, 2012 г.), приглашенный профессор в Японии (Minpaku, 2010—2011 гг.) и Великобритании (Coventry University, UK, 2013—2016 гг.). Член международной редколлегии ‘The Journal of History’ и ‘Mabini Journal’ (Филиппины), российских жрналов «Эпосоведение» и «Кунсткамера». В 2018 получила правительственную награду Республики Филиппины ‘Dangal ng Wika’ за выдающиеся заслуги в исследовании филиппинского эпоса. Открыла и описала архаическую систему ритуальных эпических жанров бесписьменных горных народов ифугао и яттука (йаттука), Филиппины.

Ольга Светлакова — филолог-романист, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, автор статей и монографий, посвященных испанской литературе Средних веков и Возрождения, поэтике и типологии европейской литературы, творчеству Мигеля де Сервантеса. Четыре лекции из истории западноевропейской литературы построены не столько по историческому, сколько по нормативному принципу: они освещают феномены четырёх великих литературных личностей — Данте, Рабле, Сервантеса и Шекспира. Каждый из них представляет собой ярчайшее проявление национального литературного процесса в своей стране и одновременно культурный канон всеевропейского Нового времени.