«Работа с сознанием — это прагмема»
М. Мамардашвили

«Прагмема» в Михайловском. Весна 2014

Проект представляет его автор — доктор филологических наук, профессор Светлана Адоньева:
— Масштаб жизни человека определяется размером мира, в котором он живет. Чем больше мир человека, тем большей ответственностью за него он обладает. Маленький мир очерчен границами потребностей человека как вида (пища, безопасность, продолжение рода) и человека как члена общества (потребность в привязанности и принадлежности, потребность уважении и одобрении). Над первичными потребностями размещаются те, которые делают мир большим, ― потребность в красоте, потребность в познании мира, Бога и себя в их красоте и истине. Абрахам Маслоу в начале 50-х годов прошлого века назвал эти потребности высшими. Такие потребности чаще всего реализуются практиками досуга.
— Искусство как практика досуга — концерты, спектакли, выставки — составляет значимую часть жизни современного человека. Искусство как знание на сегодняшний день оказалось исключенным из публичной сферы: мы больше знаем об открытиях в области физики и математики, чем в области живописи, архитектуры или музыки. История искусств исчезла из общеобразовательных программ. Меж тем это живая, активно развивающаяся область знания, достижения и открытия которой составляют общенациональную ценность. Для того, чтобы любить свою культуру, стоит знать, что в ней достойно уважения, восхищения, удивления и любви. Для того, чтобы понимать современную реальность, стоит знать ее «точки сборки», которыми и ведает искусство. Рассказам о таких вещах и будут посвящена программа интеллектуального досуга.

Автор проекта − д.ф.н., проф. Светлана Адоньева
Куратор встреч по истории театра и художественной культуре Петербурга − театровед, фольклорист, историк культуры, к.и. Анна Некрылова
Куратор встреч по истории и теории музыки − этномузыковед, музыкальный критик, к.и. Евгения Хаздан
Куратор встреч, посвященных литературе, народному искусству и архитекутре − филолог, визуальный антрополог, к.ф.н. Инна Веселова
Куратор встреч, посвященных истории изобразительного искусства и иконографии − филолог, искусствовед, медиевист, к.и. Лана Иванова

23 марта 2014, начало в 16:30

Романсы вошли в русскую традицию в девятнадцатом веке через литературные источники — чаще всего, это стихи поэтов XVIII века. Они стали массовым явлением благодаря дешевым изданиям, их полюбили представители всех социальных слоев. Тематика романсов: неразделенная или обманутая любовь, брак по расчету, побег с любовником, предательство и нарушение обещаний. Исполнению любовных желаний всегда что-нибудь мешает: верной любви противопоставляется измена или общественное осуждение из-за социального неравенства героя и героини. Когда упоминается судьба, то на нее ссылаются как на объяснение несчастья.

Подробнее…

30 марта 2014, начало в 15:30

Массовые праздники и гуляния занимали важное место в жизни петербуржцев с первых лет существования города на Неве. Расцвет их приходится на XIX столетие и представляет собой яркую страницу культурной жизни столицы. В течение года проводилось достаточно много гуляний: повторяющихся из года в год, приуроченных к основным церковным и календарным праздникам, и разовых — по случаю событий, имеющих государственное значение (праздновались победы, восшествия на царский престол и пр.). Петербургские массовые гуляния оказались запечатленными в целом ряде литературных произведений, театральных постановок, в творчестве композиторов, художников, в мемуарах и т.д. Мы будем говорить о том, как веселился Петербург всех сословий на площади.

Подробнее…

06 апреля 2014, начало в 15:30

Заимствованные из высокой театральной культуры образы детских утренников вызывают мгновенное узнавание и всплеск эмоций. Белые пачки, блестки, ушки и хвостики эмоционально «заряжены». Вспоминая себя или детей в этом виде, мы испытываем всю гамму чувств − от блаженного умиления до бессильного раздражения. Откуда пришли в наше коллективное бессознательное эти образы и связанные с ними переживания?

Подробнее…

20 апреля 2014, начало в 15:30

В любом изображении мы видим, прежде всего известное нам и различаем то, научены различать. Однако глаз современного человека фиксирует и вычленяет не всегда то, что было главным для создателя иконы, зачастую не замечая то, что могло быть изначально смыслообразующим. Поэтому «медленное чтение» оказывается весьма актуальным для интерпретации образа — сам строй иконописи нуждается в таком комментарии.

Подробнее…

11 мая 2014, начало в 15:30

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был создан М. П. Мусоргским в память о его друге, архитекторе Викторе Гартмане. До нашего времени сохранилось всего шесть акварелей, которые специалисты связывают с выставкой, вдохновившей композитора. Пьесы обычно трактуются как «музыкальные иллюстрации». В рукописи Мусоргского пьеса была озаглавлена по-другому, и само прочтение ее может быть совершенно иным. Попробуем реконструировать авторское звучание. Это можно сделать лишь зная взаимодействие двух планов традиционной культуры — молитвы и хасидского напева, несомненно хорошо известных композитору.

Подробнее…

25 мая 2014, начало в 15:30

На полотнах французских художников можно увидеть, как театр подпитывал живопись, а живопись воздействовала на театр. В лекции мы поговорим о связи живописи и театра эпох классицизма, рококо и просвещения.

Подробнее…

Лекторы

Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук, профессор. Автор научных публикаций и книг, в том числе — «Сказочный текст и традиционная культура» (2000), «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004), «Дух народа и другие духи» (2009), «Символический порядок» (2011), («Адоньева С., Олсон Л. Миры русской деревенской женщины: традиция, трансгрессия, компромисс» (в соавт. с Л. Олсон) (2016). Лауреат Приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. University of Wisconsin Press, 2013). Один из учредителей АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы». Область интересов: фольклор и ритуал, прагматика устной речи, феноменология пространства и проксемика социальных отношений, антропология возраста, российская повседневность.

Анна Некрылова — фольклорист, театровед, преподаватель Санкт-Петербургского Института сценических искусств, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института русской литература РАН (Пушкинский Дом). Эксперт, председатель и член жюри различных театральных фестивалей, в том числе театральной премии Петербурга «Золотой софит», фестивалей театров кукол. Автор работ по русским традиционным городским праздникам, фольклорному театру, русскому народному календарю. Среди них: «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало ХХ века» (Л., 1988); «Русский традиционный календарь» (СПб., 2007).

Инна Веселова — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Автор многочисленных научных публикаций, составитель коллективных монографий и сборников статей, среди которых «Современный городской фольклор»(2003); «Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум» (2012), «Комплекс Чебурашки, или общество послушания» (2012). Со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».

Лана Иванова — филолог-медиевист, искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств. Закончила СПбГУ; стажировалась в Университете Гумбольдта (Ганновер); проходила искусствоведческую практику в Университете Афин. Участник и организатор культурных и научных проектов, среди них: «Морфология праздника», «Русская народная глиняная игрушка: художественная практика, фольклор и культурная идентичность». Выступала с докладами на международных конференциях и семинарах, в том числе в университете Вилламет (США), в обществе «Икона» (Германия). Автор статей по искусствоведению и медиевистике, опубликованных в российских и немецких изданиях. Читает курсы лекций по западноевропейскому искусству Средних веков и искусству Византии, по теории и истории искусства.

Евгения Хаздан — этномузыколог, кандидат искусствоведения, музыкальный критик. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Принимала участие в организации ряда культурных проектов, в том числе Международного семинара традиционной музыки восточноевропейских евреев «Клезфест в Петербурге», семинаров «Искусство и традиция» («Новая еврейская школа»), исследовательского семинара «Среды в Российском Институте Истории Искусств» и др. Сфера научных интересов Е. Хаздан включает с одной стороны традиционную музыкальную культуру восточноевропейских евреев, с другой — явления и процессы современной музыкальной жизни. Особое внимание уделяет новым сочинениям петербургских композиторов.

Николай Громов — искусствовед, профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства; член Союза художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945—1949. Становление театрально-декорационного искусства» (1978); «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983); «Горизонты сценографии» (2006).